Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Мэрия |За право построить АЗС Shell заплатила $1 млн


Россия | 26 августа 2004 | Власть Транспорт Недвижимость

За право построить АЗС Shell заплатила $1 млн

Идея губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко выставлять на торги землю под строительство АЗС принесла ошеломляющие результаты. На первых же торгах за три участка город выручил $1,7 млн, а один из них компания Shell приобрела за $1 млн. Участники рынка называют эту сумму беспрецедентной и опасаются подорожания земли и на вторичном рынке.

Вчера состоялись первые торги, на которые Фонд имущества выставил право аренды трех участков под строительство автозаправок. Победителем конкурса по двум из них стала “Несте Санкт-Петербург”, предложившая за них $466 000 и $266 100 при стартовой цене $75 000 и $110 000 соответственно. Но самая острая борьба разгорелась вокруг третьего участка, расположенного на оживленной трассе возле Володарского моста. В борьбу за него включились 5 компаний — “Несте”, ПТК, “ЛУКОЙЛ”, “Фаэтон” и “Шелл АЗС” (владеет в Петербурге сетью из восьми заправок, работающих под брэндом Shell). После вскрытия конвертов выяснилось, что победителем стала “Шелл АЗС”, предложившая $1,071 млн.

Начальник управления инвестиций холдинга “Фаэтон” Андрей Черняк полагает, что покупка Shell является частью стратегии компании в Петербурге. “Иностранная компания обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы планировать свою деятельность на пять лет вперед, — уверен Черняк. — Такая цена на землю в Петербурге будет через несколько лет”. “Фаэтон” предлагал за участок, выигранный Shell, $407 000.

Заместитель гендиректора ПТК Леонид Чурилов считает, что Shell тратит деньги на имидж. “По всей видимости, Shell было просто необходимо иметь заправку в этой точке для присутствия своего брэнда на оживленной трассе”, — считает Чурилов. Он говорит, что для петербургского оператора “$1 млн за один участок не является интересным предложением”.

Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин говорит, что Shell установила стоимость одного гектара земли под АЗС в полтора раза выше, чем в среднем по Москве. “Это скорее всего станет единичным случаем, — полагает Ашихмин. — Но спровоцирует рост цен на участки в полтора-два раза”.

Менеджер одной из нефтяных компаний, работающих в Петербурге, опасается, что из-за высокой планки, установленной Shell, вырастут цены на землю и на вторичном рынке, где, по его оценке, цена за участок редко превышала $500 000. Соответственно, говорит менеджер, может вырасти и стоимость строительства АЗС, что может сказаться на планах развития сетей.

Сотрудник ТНК-ВР, которая собирается выходить на петербургский рынок, называет цену в $1 млн “очень высокой”. Он сомневается, что его компания будет покупать землю по таким ценам.

Предложение Shell удивило даже организаторов конкурса. “Это беспрецедентная сумма. Она показывает, сколько реально может стоить хороший участок под автозаправку”, — говорит руководитель ГУ “Управление инвестиций” Лев Винник. По его словам, до конца года удастся продать еще пять участков.

В Shell довольны приобретением. “У нас есть планы развития в Петербурге, и цена за этот участок нас вполне устраивает”, — говорит менеджер “Шелл АЗС”, пожелавший сохранить анонимность. Он отказался комментировать планы компании. Он лишь отметил, что последний год сеть Shell не расширялась, так как у компании не было земли для строительства АЗС.

Президент “Несте Санкт-Петербург” Арво Руотсалайнен также отмечает, что сеть Neste, состоящая из 28 заправок, медленно развивается из-за отсутствия земли. В этом году Neste откроет только одну заправку. “Если бы в городе были участки, мы бы строили еще, — утверждает Руотсалайнен. — Но сейчас мы присматриваем себе землю в Ленинградской области”.

По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, в городе действуют около 260 АЗС. По данным информагентства “Аи92”, ЗАО “Петербургская топливная компания” занимает 29% рынка, “Фаэтон” – 15%, “Несте Санкт-Петербург” и “Славнефть” – по 10%, “ЛУКОЙЛ” – 9%, “Балт-Трейд” – 7%. Емкость рынка его участники оценивают в $400 млн в год. До недавнего времени трейдеры вели переговоры о получении земельных участков под строительство АЗС напрямую с инвестиционно-тендерной комиссией мэрии Санкт-Петербурга. За один участок им приходилось платить $50 000–100 000. Однако осенью губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что вся земля под заправки будет распределяться только через открытые торги. Весной вице-губернатор Александр Вахмистров пообещал, что в 2004 г. на продажу город выставит не менее 25 участков.

Анатолий Темкин


Тема дня