В Москве старутет сеть экологических супермаркетов Grunwald
По информации RBC daily, в октябре 2004 г. в Москве появятся два супермаркета по продаже экологически чистых продуктов под маркой Grunwald. Объем инвестиций в этот проект, которым занимается компания «Биомаркет», составит 5 млн евро, и руководство компании намерено окупить его за 4 года. Как утверждают участники рынка, практически вся продукция для этих магазинов будет ввозиться из-за рубежа, поскольку в нашей стране отсутствуют необходимые стандарты для биопроизводителей. В связи с этим ее стоимость будет на 40% выше стоимости обычных продуктов. По мнению участников рынка, «Биомаркет» на фоне растущего среди потребителей недовольства генетически модифицированными продуктами использует достаточно сильный маркетинговый ход. Правда, пока эта продукция рассчитана на достаточно узкую аудиторию, поскольку является «люксовой», в том числе и по цене. Неудивительно, что представители новой розничной сети надеются на принятие российскими парламентариями соответствующих законодательных инициатив, позволяющих отечественным аграриям заниматься биоземледелием, – только так Grunwald сможет снизить цены на свои натуральные продукты.
В развитых странах сегмент «экологичных» (органических) продуктов питания динамично развивается. По данным, предоставленным RBC daily агентством CVS Consulting, ежегодные темпы роста этого рынка превышают 20%, и в 2003 г. его объем составил 26 млрд долл. Основная часть прироста приходится на рынки Западной Европы (Германия, Италия, Франция и Великобритания), где крайне подозрительно относятся к генетически модифицированной продукции и пропагандируют принципы здорового питания. Почти во всех этих странах рост продаж связывают с переходом от маркетинга через специализированные каналы к продажам через обычные супермаркеты и розничную сеть. В Париже, например, работают 23 сети «органических» магазинов. В Швейцарии около 60% открывающихся супермаркетов входят в органические торговые сети. В 2003 г. в этой стране было открыто 26 органических магазинов общей площадью 13000 кв. м, а общий объем продаж органических продуктов питания составил 726 млн евро (7% от общих продаж продуктов питания). В то время как западные розничные сети, специализирующиеся на продаже биопродуктов (выращенных без пестицидов, гербицидов и без использования генетически модифицированных источников, произведенных без консервантов, ароматизаторов и т. д.), бурно развиваются, в России этот сегмент практически отсутствует. Однако и в нашей стране начали появляться первопроходцы в этом виде бизнеса. Как стало известно RBC daily, в октябре с. г. ООО «Биомаркет» откроет в Москве (на Рублево-Успенском шоссе и Краснопресненской набережной) два экосупермаркета под маркой Grunwald. При этом руководство компании в разговоре с RBC daily сразу опровергло предположение о принадлежности марки торговой сети к одной из немецких компаний и о возможности работы по франчайзинговой схеме. «Эту марку мы зарегистрировали во всех надлежащих органах, и на сегодняшний момент она является российской. Единственное, что у нас есть немецкого, – это 50% продукции, которые мы ввозим из Германии для продажи в наших экосупермаркетах», – пояснил RBC daily гендиректор компании «Биомаркет» Евгений Тростенцов. По его словам, в магазинах будет порядка 3 тысяч ассортиментных позиций. При этом помимо продуктов питания там будут продаваться товары FMCG (fast moving consumer goods, или товары повседневного спроса). Объем инвестиций в строительство новых магазинов составил 5 млн евро, и топ-менеджмент компании планирует «отбить» эти вложения за 4 года. «В дальнейшем, в зависимости от успешности этого проекта, мы намерены развивать сеть Grunwald также в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках», – отметил в разговоре с RBC daily г-н Тростенцов.
По мнению участников рынка, на фоне растущего недовольства потребителей ГМ-продуктами и повышенного интереса к натуральному питанию новоявленная розничная сеть Grunwald использует достаточно дальновидный маркетинговый ход. По данным опроса CVS Consulting, более 70% москвичей считают, что «экологичный» продукт не может быть произведен из ГМИ. Правда, пока большинство опрошенных не обращают внимания на соответствующую информацию на упаковках и плохо осведомлены о допустимом пороговом уровне, при котором маркировка ГМ-продукта обязательна. Тем не менее общее «настроение» очевидно, поэтому вполне возможно, что Grunwald удастся занять существенную долю в пустующей сейчас нише по продаже натуральных продуктов. Тем более что на сегодняшний день никто из столичных ритейлеров не специализируется на продаже экопродуктов. Хотя ряд крупных сетей, таких как «Перекресток» и «Седьмой Континент», торгуют таким товаром, он занимает весьма скудную долю в их ассортименте.
Как считают эксперты, до последнего времени компании не стремились развивать этот вид бизнеса по ряду причин. Одной из них является то, что в нашей стране до сих пор не приняты стандарты, необходимые для сертификации биопроизводителей. Именно поэтому большая часть биопродуктов ввозится из-за рубежа, и они, как правило, в среднем на 40% дороже обычных продуктов, продающихся в супермаркетах. То есть пока так называемые экологичные продукты относятся к «люксовому» сегменту и доступны далеко не каждому россиянину. Однако руководство компании «Биомаркет» уверено в том, что постепенно им удастся войти в средний ценовой сегмент и расширить свою потребительскую аудиторию. «Со временем мы сможем заменить европейских поставщиков российскими и снизить свои издержки», – говорит гендиректор «Биомаркета» Евгений Тростенцов. Такой оптимизм он объясняет тем, что в 2004-2005 гг. российские парламентарии должны принять техрегламенты по биологическому земледелию, то есть правила выращивания экопродуктов. «В этом случае большинство российских аграрных хозяйств могут заниматься экологическим земледелием и стать поставщиками для биопроизводителей, так как из-за нехватки оборотных средств они уже много лет не используют пестициды и гербициды. По этой причине наши земли во всем мире считаются одними из самых экологичных», – утверждает г-н Тростенцов.