Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Гипермаркеты |Полина Жилкина, Cтарший консультант отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle


Россия | 19 октября 2004 | Недвижимость Управление

Полина Жилкина, Cтарший консультант отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle

1.Насколько актуален для Москвы вопрос "реконцепции" торговых центров? Как Вы оцениваете конкуренцию между торговыми центрами?

Уровень конкуренции между торговыми центрами в Москве, безусловно, растет. При появлении рядом с уже существующим торговым центром нового проекта с грамотной концепцией и хорошим составом арендаторов, старый проект, безусловно, проигрывает.Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда владельцы торговых центров обращаются к консультантам с просьбой изменить существующую концепцию, т.к. она "не работает", т.е. уровень ставки арендной платы снижается, хорошие арендаторы уходят, а новых привлечь очень сложно и т.д.

Однако, в большинстве случаев ошибки в предыдущей концепции настолько серьезны, что простой перепланировкой отделаться невозможно. Необходимо менять расположение здания на участке, саму форму здания, подъездные пути, входы/выходы, шаг колонн и т.д.

Самый простой способ - снос существующего здания и строительство нового, отвечающего всем требованиям большинства российских и западных операторов. Но естественно, не каждый владелец пойдет на такие крайние меры. Однако, в условиях растущей конкуренции, проект может стать в скором времени абсолютно не приспособленным к изменившимся условиям рынка.

2. Основные ошибки, встречающиеся при разработке и планировании торговых объектов?

Первая и самая главная ошибка - неправильная "посадка" и форма здания торгового центра. Многие проектировщики не учитывают основные факторы: торговый центр должен быть хорошо виден; для привлечения большого количества посетителей необходима хорошая транспортная и пешеходная доступность, что могут обеспечить правильно разработанные подъездные пути, пешеходные переходы, остановки транспорта и т.д.; необходимо разделять потоки легковых и грузовых машин; парковка должна обеспечивать достаточное количество мест и т.д.

Что касается формы здания, то здесь необходимо помнить, что чем сложнее и "неправильнее" даже с геометрической точки зрения здание, тем труднее будет в дальнейшем сдавать помещения, а уровень арендных ставок может оказаться намного ниже ожидаемого.

Далее - внутренняя планировка. Когда владелец собирается отвести под гипермаркет большое помещение, где шаг колонн составляет 6 м, а то и меньше, неизбежно встает вопрос: где взять такого оператора, который сможет разместить свое оборудование и организовать правильную циркуляцию потоков людей в таких условиях?

Во-вторых, когда многозальному кинотеатру предлагают расположиться на этаже высотой 5 м, неудивительно, что оператора приходится искать очень долго.

В-третьих, мелкие операторы (занимающие небольшие помещения) не могут быть довольны помещением, где ширина витрины менее 3 м при глубине больше 10 м. В-четвертых, в многоуровневых торговых центрах, где якорным оператором выступает гипермаркет, просто необходимо размещать травелаторы, иначе люди, приезжающие за продуктами (а таких большинство) просто не поднимутся на верхний этаж, нагруженные тележками, а тем более не спустятся в подземную парковку, при наличии таковой.

Это только самые распространенные ошибки, а в реальности их намного больше.

3. Какие Вы видите пути "исправления ошибок"? Насколько оправданы расходы на "реконцепцию"? Как быстро, в среднем, они могут окупиться?

Расходы не всегда оправданы. Как уже говорилось выше, во многих случаях ничто уже нельзя исправить простой перепланировкой. Наверное, в случае, когда спасти проект можно только построив его заново, нужно еще раз соотнести возможные будущие доходы с реальными "сегодняшними" расходами на снос и строительство нового здания.

Срок окупаемости в данном случае целиком и полностью зависит от размера проекта, его стоимости и предполагаемых расходов на "реконцепцию".


Тема дня