Зачем ритейлерам биржа
«Седьмой континент» обогнал «Пятерочку». На прошлой неделе акции торговой сети прошли листинг биржи РТС. «Пятерочка», последние два года фигурирующая в отчетах финансовых аналитиков как «наиболее вероятный российский претендент на IPO» среди ритейлеров, до сих пор не детализировала планов по размещению в Лондоне.
Примечательно, что еще один кандидат на IPO – сеть «Перекресток» – сошел с дистанции. Заявив о планах выхода на биржу одновременно с «Семеркой», компания недавно приняла решение отложить размещение как минимум на пару лет и развивать бизнес на собственные и кредитные средства ($50 млн из запланированных на год $120 млн инвестиций внесут акционеры). По сведениям «Ко», топ-менеджеры «Альфа-групп» решили, что при нынешней доходности ритейла выгоднее снимать сливки самим.
Не слишком спешат и другие потенциальные эмитенты. Сеть «Копейка», например, собирается вернуться к обсуждению вопроса об IPO в 2006 году, когда другие источники средств для обеспечения двукратных темпов роста будут исчерпаны (компания недавно разместила кредитные ноты, а 50% ее акций принадлежит ФК «Уралсиб»). Пока, по словам Виктора Шлепова, директора управления финансов ТД «Копейка», компания не провела анализа возможных форм размещения, сроки варьируются от полутора до двух с половиной лет.
«Серьезных предпосылок для того, чтобы проводить IPO для привлечения средств на развитие именно сейчас, я не вижу: банки активно кредитуют ритейлеров, и процентные ставки снижаются, – говорит Руслан Корж, директор московского представительства A.T. Kearney. – Возможно, компании стремятся стать более прозрачными, что облегчит дальнейшие сделки и транзакции. К тому же IPO позволяет зафиксировать объективную (рыночную, а не экспертную) оценку стоимости компании».
Оценка компании может быть особенно актуальна для «Пятерочки». По слухам, у ее владельцев (зарегистрированной в Голландии компании Pyaterochka Holding, за которой предположительно стоят несколько частных лиц, связанных со строительной компанией ЛЭК и девелоперской «Макромир» из Питера) возникло непреодолимое желание продать бизнес.
Сеть дискаунтеров в дальнейшем вряд ли будет обеспечивать рост оборота на 40% в год. Летом этого года венчурный фонд ЕБРР вышел из числа акционеров с доходностью 470%. Не разместившись на бирже в ближайшее время, владельцы вряд ли смогут рассчитывать на те же показатели. К тому же с нынешним губернатором Санкт-Петербурга у них складываются менее теплые отношения, чем с Владимиром Яковлевым.
«Седьмому континенту» нужна и оценка, и деньги. По мере выхода иностранных операторов доходность ритейлеров постепенно падает, а жесткая конкуренция вынуждает реализовывать все более капиталоемкие проекты. В отличие от «Перекрестка», за которым стоит «Альфа-групп», у «Семерки» нет мощного финансового партнера.
Нет у нее в отличие от конкурентов и региональных проектов, первый гипермаркет только строится. Деньги с биржи могли бы помочь наверстать упущенное. По мнению Руслана Коржа, акции ритейлера, оперирующего в сегменте супермаркетов, могут быть более интересны для западных инвесторов, чем акции оператора любого другого формата. «Вероятность успешного размещения «Седьмого континента» велика», – отмечает он.
Ирина Телицына