Обзор Московского Гостиничного Рынка
Московский гостиничный рынок развивается все более быстрыми темпами, и на данный момент идет работа над несколькими проектами международного качества. Кроме того, в городе разрабатывается ряд муниципальных программ по увеличению номерного фонда. Впрочем, вопросом остается, принесет ли это долгожданное облегчение туристам, находящимся в поисках доступных и удобно расположенных гостиниц.
Положительным фактором последнего времени стало открытие в 2002 году двух новых гостиниц («Арарат Парк Хайатт» и «Новотель Москва Центр»), что повысило количество высококлассных гостиниц международного уровня в городе и добавило 474 номера к существующему фонду, оцениваемому в пределах 20.000 номеров . Более того, сокрушительный успех гостиницы «Арарат Парк Хайатт» явился дополнительным стимулом для международных гостиничных операторов, находящихся в поиске подходящих проектов для размещения собственных брендов.
По уровню годового дохода на гостиничный номер Москва считается одним из сильнейших рынков в Европе. По данным исследований HotelBenchmark компании Deloitte, по сравнению с 2002 годом здесь наблюдался 17-процентный рост уровня доходности на номер, который в 2003 году составил 97 долл. США (в исследовании учитывались только гостиницы современного качества). Хорошей новостью также является то, что после снижения до критически низкой планки в 2001 году (последствия трагических событий 11 сентября), показатели средней стоимости номеров в московских гостиницах начали увеличиваться, а в 2003 году средняя стоимость номера составила 140 долл. США.
В результате, историческая гостиница «Москва», запланированная к сносу с целью последующей реконструкции и превращения в качественно новый проект площадью около 180.000 кв. м, приковала к себе внимание целого ряда иностранных притязателей: Ritz Carlton, Hyatt International, Four Seasons, Accor, Taj и проч. Однако сложнейшая структура финансирования сделки стала для многих из них помехой, в связи с чем оставшиеся кандидаты, скорее всего, будут искать возможности участия в других проектах. Открытым остается вопрос, достаточно ли на рынке места для всех заинтересованных лиц – учитывая интересы новичков и существующих сетей, готовых к расширению. Иными словами, как можно определить размер рынка?
Одним из очевидных показателей является показатель загрузки номеров: чем он выше, тем больше спрос на гостиничные номера, что может указывать на необходимость расширения рынка. Водораздел на уровне 70%, как правило, указывает девелоперам на то, что существует возможность добавления определенного количества номеров. Процент загрузки номеров на московском рынке высококлассных гостиниц сейчас составляет 67%, что на 4% выше, чем в 2002 году, однако все же не может оправдать бессистемного гостиничного строительства.
Все вышесказанное, конечно, не означает, что появление нескольких новых гостиниц в обязательном порядке негативно отразится на бизнесе уже существующих отелей. Кроме того, существует четкое разделение между классическими 5-звездными гостиницами и гостиницами категории «люкс». Такие бренды как Four Seasons или Ritz Carlton предлагают несравненно более высокий уровень сервиса (разумеется, при более высокой цене на номер), чем существующие гостиницы. Следовательно, появление на рынке одной или двух гостиниц вышеуказанных брендов вряд ли повлияет на благополучие более старых гостиниц.
В отношении более традиционных гостиниц категорий «4 звезды» и «5 звезд» стратегией успеха является нишевый маркетинг, точнее сказать, позиционирование объекта по уникальному признаку. «Ле Меридиен Москоу Кантри Клаб», гостиница, имеющая единственное в России 18-луночное поле для гольфа – хороший пример верного нахождения своей ниши на рынке.
В качестве альтернативы, практически гарантирующей успех нового проекта, можно, к примеру, рассматривать вариант конгресса-отеля, где будет предлагаться несколько тысяч квадратных метров площадей для проведения конференций, конгрессов и прочих мероприятий, вмещающее сотни гостей.
И всё же лучшим способом убедиться в том, что никакая «незримая рука рынка» не нарушит хрупкую стабильность рынка, является контролирование его роста. Иными словами, городские власти должны жестко регулировать поступление на рынок новых гостиниц (в частотности, в сегменте дорогих гостиниц), устанавливая точные даты завершения строительства и не допуская единовременного открытия сразу нескольких проектов одного класса.
Если Москва не будет придерживаться стратегии тщательного планирования, то ее может ожидать участь Варшавы, где уровень загрузки номеров сегодня составляет менее 45%. Даже принимая во внимание прогнозируемый подъем гостиничного бизнеса Варшавы после вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году, избыток предложения в 2003 году (по большей части, гостиниц уровня «4 звезды» и «5 звезд») будет не так просто поглотить. Поскольку низкий уровень загрузки не дает возможности увеличивать стоимость номеров, похоже, что в среднесрочной перспективе Варшаву ждут нелегкие времена. Некоторым городам (в недавнем прошлом - Брюссель), находящимся в ситуации кризиса гостиничного бизнеса, приходится обращаться к таким непопулярным мерам, как полный запрет на строительство новых гостиниц.