Битва за Томск
Экспансия новосибирских розничных сетей “Холидей-Классик” и “Быстроном” на томский рынок подстегнула местные компании “Фог” и “Лама” объединить свои усилия при строительстве гипермаркета “Фог-сити” и сетей супермаркетов. Совместный гипермаркет откроется уже в декабре.
Экспансия новосибирских ритейлоров в Томск началась год назад. Первой появилась торговая сеть “Быстроном” — в начале 2004 г. были открыты три супермаркета, работающих по франчайзингу. Затем свой гипермаркет “Томь” площадью 10 000 кв. м открыл “Лэнд”. Его строительство обошлось компании в $5 млн. А в феврале группа откроет в Томске и супермаркет “Холидей-Классик” площадью 900 кв. м. Об этом сообщил “Ведомостям” директор сети Алексей Захаров. По его словам, затраты на обустройство арендованного помещения составят около $500 000. Сейчас ведется поиск новых площадок для строительства других супермаркетов, говорит Захаров. Ранее председатель совета директоров “Лэнда” Николай Скороходов говорил о намерении построить в Томске еще 4-5 супермаркетов, вложив около $10 млн.
Приход новосибирских компаний заставил томских ритейлоров объединить усилия. В начале декабря в Томске откроется гипермаркет “Фог-сити” площадью 7000 кв. м, построенный совместно компаниями “Фог” и “Лама” на базе здания бывшего военного завода “Контур”. Как сообщил директор “Ламы” Владислав Левчугов, инвестиции в проект составили $2,4 млн. В списке соинвесторов еще 13 компаньонов, однако основные вложения пришлись на “Фог” и “Ламу”, говорит он. По словам Левчугова, все площади гипермаркета будут использоваться компаниями, сдавать их в аренду не планируется. Ассортимент “Фог-сити” будет включать 20 000 наименований товаров, а затем расширен до 30 000. Доля промтоваров составит 30%. Ожидаемый годовой оборот нового магазина, по оценкам Левчугова, составит 500 млн руб. Директор “Фог” Олег Федосеев говорит, что компании рассматривают возможность строительства еще одного гипермаркета, однако назвать параметры нового проекта затруднился.
В ближайшие полгода “Фог” и “Лама” вложат еще 50 млн руб. в реконструкцию ранее купленных шести магазинов, сказал Левчугов. Два магазина площадью 1000 кв. м и 2000 кв. м будут позиционироваться под маркой “Фог”, а еще четыре по 500 кв. м пополнят сеть “Ламы”. “Новосибирцам удалось опередить нас, но мы намерены исправить положение дел”, — говорит Левчугов.
“Если до 2004 г. торговая сеть Томска расширялась в основном за счет магазинов районного масштаба, то с приходом новосибирских компаний началось строительство супермаркетов”, — добавляет начальник департамента инвестиционной политики администрации Томской области Евгений Бабушкин.
Томский рынок еще далек от насыщения, говорят ритейлоры, и это привлекает компании из Новосибирска, где конкуренция жестче.
В Томске можно построить еще не менее 30 супермаркетов и двух гипермаркетов, говорит Захаров из “Холидей-Классик”. “Сейчас на "Томь" приходится 10% розничной торговли в городе, но рынок динамично развивается и требует открытия новых магазинов больших форматов”, — добавляет он.
Аналитик инвестиционной компании “Атон” Алексей Воробьев объясняет динамичное развитие розничной торговли в регионах ростом платежеспособности. “Раньше эта тенденция отмечалась лишь в столичных городах. Теперь и региональные торговые сети включаются в борьбу за покупателя среднего класса”, — говорит он. По данным Воробьева, в 2005 г. показатель “ритейл-эйс” (годовой оборот российской розничной торговли) будет сохранять тенденцию роста на уровне 10,4%, а в следующее десятилетие — 8,5%.
“БЫСТРОНОМ” РАСШИРЯЕТ СЕТЬ
Коммерческий директор новосибирской сети “Быстроном” Тимофей Герасько сообщил, что во вторник открылся супермаркет сети в Бийске, до конца года планируется открыть “Быстроном” в Кемерове. В 2005 г. в Томске откроются еще два супермаркета “Быстроном”, сообщила коммерческий директор томской сети Светлана Андреева.
Юлия Лях