Солнце инвестиций восходит над розницей
За последние год-полтора портрет инвестора российской розницы принципиально изменился. Сегодня тема инвестиций в торговлю с именами стратегических западных инвесторов практически не ассоциируется.
В России устали ждать прихода Wal-Mart и Carrefour, тем более что западные гиганты, как показал пример Metro и Auchan, предпочитают строить собственные объекты. Зато на место основных инвесторов розницы все больше претендуют банки, сырьевые компании, а также выходцы из других высокодоходных сфер бизнеса. Эксперты считают эту тенденцию закономерной. С одной стороны, продовольственной рознице недостаточно оборотных средств и прибыли для динамичного развития, с другой – у инвесторов ограничен выбор рынков, на которых можно быстро заработать.
Объединение интересов ритейлеров и финансовых инвесторов играет на руку обеим сторонам. Первые, получив деньги, могут как минимум удвоить темпы развития, вторые – получить от нового бизнеса рентабельность вложений не ниже 30% годовых.
По данным Минэкономразвития, розничная торговля доминирует в секторе производства услуг и составляет 20,5% от ВВП (для сравнения, доля предприятий топливно-энергетического комплекса – около 13%). За первые девять месяцев 2003 года объем инвестиций в отрасль достиг $1,028 млрд. По оценкам Объединенной финансовой группы, объем продуктового розничного рынка составил в 2003 году около $62 млрд. В целом по стране на долю сетевой розницы приходится около 5% рынка, тогда как доля открытых рынков по-прежнему превышает 30%.
Час торговли пробил
Аналитики еще 2-3 года назад предрекали, что сетевой розничный бизнес вскоре может стать одним из самых привлекательных для инвестиций. По логике событий после насыщения в начале 2000-х наиболее привлекательных рынков: элитной жилой недвижимости, мобильной связи, производства пива – деньги инвесторов должны были хлынуть в другие, развивающиеся, бизнесы. Теперь, похоже, время инвестиций в розницу действительно пришло.
Самое убедительное подтверждение этого – расширение списка непрофильных инвесторов, решивших вложиться в торговлю. Сообщения о вхождении портфельных инвесторов в капитал того или иного ритейлера появляются в СМИ практически ежеквартально.
Хронология последних крупных инвестиций в торговлю такова. Зимой прошлого года ОАО "ВИП-Групп" купило контрольный пакет "Службы 77", занимающейся дистанционной торговлей продуктами. До этого "ВИП-Групп" осуществляла лишь производство и дистрибуцию биодобавок. Спустя всего три месяца, в апреле 2003-го, инвестфонд Templeton купил за сумму "чуть меньше $20 млн" 7,7% акций "Перекрестка". В октябре финансовая корпорация "НИКойл" за $60 млн выкупила у НК ЮКОС 50% долей ООО "Торговый дом "Копейка". В феврале этого года гендиректор банка "Московское ипотечное агентство" (МИА) Дмитрий Будаков с партнерами выкупил контрольный пакет ЗАО "Спар ритейл" у инвестиционной компании Delta Capital.
Аналитики пока избегают определения "бум" для обозначения поведения инвесторов. Но тем не менее бум инвестиций в розничную торговлю налицо. Сегодня сетевая розница кажется настолько динамичным бизнесом, что может быть сравнима по прибыльности с самыми "горячими" рынками, такими как элитная недвижимость и телекоммуникации.
Попробовать заработать на ритейле жаждут не только банкиры или нефтяники. Например, прошлым летом о планах вложиться в этот бизнес объявил частный предприниматель Алексей Душутин. Ранее он занимался агробизнесом, а также коммерческой недвижимостью: часть магазинов сдавал в аренду украинской сети "Сiльпо". А после ухода "Сiльпо" с российского рынка инвестировал деньги в оставшуюся после украинцев инфраструктуру, запустив старый бизнес под новой вывеской "Семен Семеныч".
Это особенно заметно, если сравнивать нынешнее положение дел с тем, которое было на рынке еще в начале 2000-х. Напомним, до прошлого года единственным за всю новейшую историю отечественной розницы непрофильным инвестором, вкладывавшим средства в отечественные сети, оставался Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
В середине 90-х ЕБРР стал акционером ЗАО "Торговый дом "Перекресток". В 1997 году банк купил 27% акций ЗАО "Центры торговли "Юнилэнд-Екатеринбург" (развивает на Урале сеть cash&carry "Мегамарт"), а в 2001 году вошел в состав акционеров сети "Пятерочка" (по данным агентства AK&M, до недавнего времени ЕБРР принадлежало 12,76% акций зарегистрированной в Нидерландах компании Balt-Adler Optimart B. V., контролирующей 100% акций компаний ООО "Агроспект" и ООО "Агроторг" – операторов "Пятерочки" в Санкт-Петербурге и Москве соответственно). Сегодня ЕБРР является совладельцем только сети "Мегамарт". О продаже своего пакета "Пятерочки" другим владельцам сети банк объявил в мае этого года.
Храните деньги в... магазине
Основное отличие нынешних инвесторов от предпринимателей 90-х, вложившихся тогда в новый бизнес, а теперь ставших флагманами рынка, в том, что они не собираются управлять им, тем более оставаться в бизнесе надолго.
"У меня банковское образование, розницей никогда не занимался. Я финансовый инвестор, а моими магазинами пусть управляет опытный менеджмент", – слова нового владельца "Спар ритейл" Дмитрия Будакова, пожалуй, выражают кредо большинства современных инвесторов розницы.
"Такими вещами, как управление и внедрение ноу-хау, должны заниматься стратегические инвесторы, например крупные западные сети. Задача финансового инвестора – купить пакет в сети, инвестировать средства, чтобы сделать бизнес более привлекательным, и продать свой пакет с высокой доходностью", – говорит сотрудник одной из инвестиционных компаний.
"Все финансовые инвесторы идут на тот или иной рынок только в расчете быстро увеличить свои вложения", – продолжает тему старший аналитик "НИКойла" Марат Ибрагимов.
"Финансовые инвесторы идут в тот или иной бизнес только будучи уверенными, что на 3–5-летнем агрессивном росте рынка можно неплохо заработать. Для них розница сейчас – весьма лакомый кусок", – говорит Александр Свинов, аналитик "Альфа-банка".
У инвесторов, планирующих заработать на вложениях в торговлю, немало поводов для оптимизма. Так, по словам Сергея Солодова, генерального директора управляющей инвестиционной компании "НИКойл", рентабельность вложений в отечественную торговлю в 5–7 раз выше, чем на Западе. Примеры уже состоявшихся инвесторов весьма убедительны. Например, в одном из своих интервью Сергей Солодов заявил, что для его компании приемлемым является рост вложений на 30% в валюте в год. А по словам представителей самой "Копейки", стоимость компании выросла на 30% всего через полгода после сделки между "ЮКОСом" и "НИКойлом". С представителем "НИКойла" согласились и в инвесткомпании Delta Capital.
"Для нас важно, чтобы бизнес, в который мы собираемся вложиться, давал в ближайшие 3-4 года не менее 35% годовых на инвестиции. Наша задача при вхождении в бизнес – постараться удвоить, а то и утроить вложения", – заявила директор по внешним связям Delta Capital Екатерина Пантелюшина.
И, по ее словам, эффективность вложений в сеть Spar оказалась гораздо выше. В свои российские проекты: московское ЗАО "Спар ритейл" (продано в начале 2004 года финансовому инвестору Дмитрию Будакову и его партнерам) и нижегородское ЗАО "Спар Средняя Волга" (продано в декабре 2003 году стратегическому инвестору в лице ТД "Перекресток") Delta Capital вложила, по данным компании, около $10 млн. По оценкам аналитиков, за свои пакеты в обеих компаниях Delta выручила не менее $24–28 млн.
Не жалуются на "торговые" вложения и в концерне "Россиум" (эта компания год назад продала 100% сети "Столица–Север" холдингу "Марта"). Глава концерна отказался назвать сумму сделки, но тем не менее заявил: "Маржа нас устроила. Сегодня вложения в продуктовый ритейл по отдаче сопоставимы с инвестициями в рынок элитного жилья". По словам председателя совета директоров "Россиума" Романа Авдеева, в "Столицу" было инвестировано около $15 млн. Сумма же сделки между холдингом "Марта" и концерном составила около $22 млн.
Время не ждет
Главное, что делает отечественный розничный рынок привлекательным в глазах потенциальных инвесторов, это слабая концентрация. Пока рынок не насыщен, рентабельность вложений в торговлю будет оставаться высокой.
По словам Екатерины Пантелюшиной из Delta Capital, прежде чем инвестировать в "Спар ритейл", компания оценивала розничный рынок по нескольким параметрам: насыщенности, потенциальному размеру, вероятности слияний и поглощений в этой сфере. Последний пункт, как отмечают в Delta, немаловажен, ведь на раскрученный бизнес рано или поздно нужно будет найти покупателя среди стратегических инвесторов. Российский розничный рынок удовлетворяет всем критериям.
По оценкам экспертов, нынешнюю инвестиционную привлекательность рынок сохранит еще несколько лет. Так, по прогнозам аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексея Кривошапко, ежегодный показатель роста рынка продуктовой розницы до 2010 года не будет опускаться ниже 11%. До сих пор рост рынка составлял порядка 22% в год, а обороты сетей из "большой пятерки" ("Ашан", "Пятерочка", "Перекресток", "Седьмой Континент" и "Рамстор") росли со скоростью до 50% в год. Причем, подобная динамика роста сохраняется уже на протяжении последних пяти лет. По мнению Сергея Солодова, в ближайшие годы сети будут расти, и, что важно, при ограниченной конкуренции.
Делать столь оптимистические прогнозы позволяет разница в уровне развития розницы в России и странах со сложившейся торговой инфраструктурой. Например, в Москве, на которую приходится четверть всего розничного оборота России, на долю сетей в конце 2003 года приходилось около 22% розничных продаж продуктов. При этом в столице работают не менее 50 розничных сетей, объединяющих до 700 супермаркетов и дискаунтеров. Для сравнения, в Германии и Австрии этот показатель составляет 62 и 79% соответственно.
Россия – непаханное поле для ритейлеров, в этом эксперты едины. Неслучайно в ежегодном "Индексе развития мировой розничной торговли" компании A.T. Kearney (он оценивает перспективность рынков для ритейлеров по уровню развития розницы и конкуренции) Россия уже два года занимает первую строчку. Правда, Руслан Корж, директор московского офиса компании, говорит, что "окно возможностей", открывшееся для России, ограничено. "С появлением здесь ряда крупных глобальных игроков привлекательность рынка будет снижаться", – предрекает он. Поэтому желающим заработать на розничном рынке надо торопиться. По мнению Солодова из "НИКойла", "легкий" рост продлится 3-4 года. С ним согласен Роман Авдеев из "Россиума". По его прогнозам, уже через 5-6 лет финансовым инвесторам придется продавать розничные активы "стратегам", не гонящимся за быстрой прибылью.
Михаил Пантелеев