«КоммерсантЪ» представляет рейтинг крупнейших российских ритейлеров
Нынешний год — знаковый для российских ритейлеров. Впервые магазины под российской маркой откроются за рубежом, впервые будет проведено IPO торговой компании и продуктовая сеть перешагнет рубеж; в $1 млрд. годового товарооборота. Российский рынок розничной торговли достиг того уровня развития, когда ему, по нашему мнению, уже необходимы механизмы новой оценки деятельности торговых компаний. Один из них — первый рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, подготовленный экспертами газеты «КоммерсантЪ».
Что росло
Характерная особенность рейтинга — доминирование в нем продуктовых ритейлеров. По мнению гендиректора компании FIT Елены Кудриной, в этом нет ничего удивительного: так сложилось исторически. Госпожа Кудрина отмечает, что после кризиса 1998 года продуктовая торговля стала самым динамично развивающимся сегментов потребительского рынка, поскольку потребительская корзина средней семьи на 80-90% состояла из продуктов и товаров первой необходимости.
Сегодня эти пропорции изменились, однако, по данным компании MR & D Consulting, российская семья по-прежнему тратит на покупку продуктов значительную часть бюджета — 42,2% (плюс еще 2,9% — на приобретение алкогольных напитков и табачных изделий). При этом в Польше, с которой часто сравнивают Россию, этот показатель почти в 1,5 раза ниже — 29,5% плюс 3% на алкоголь и сигареты. Для сравнения: американцы на удовлетворение гастрономических запросов тратят 7,8% семейного бюджета.
Оставшиеся свободные средства россияне предпочитают вкладывать в бытовую технику и электронику. Этим объясняется наличие в рейтинге большого числа сетей бытовой техники и стремительно растущих в последнее время салонов сотовой связи. Последние, хотя и не сравнимы по масштабам с крупнейшими ритейлерами, берут числом и величиной среднего чека. «Средний телефон стоит $250, а еще растут продажи дорогих аксессуаров: bluetooth-гарнитуров, выносных фотокамер к телефонам»,— отмечает Владимир Садовин, гендиректор сети супермаркетов «Азбука вкуса», ранее работавший директором по маркетингу сети Dixis.
Еще один интересный итог рейтинга — практически полное отсутствие в нем ритейлеров из регионов. По данным Национальной торговой ассоциации (НТА), в регионах сейчас около 20-30 сетей от 15 и более магазинов. Однако большинство из них, во-первых, имеют довольно скромные на фоне московских сетей обороты. Во-вторых, строго говоря, около 80-85% сетевых проектов назвать сетями можно с большой натяжкой. По словам Сергея Лыкова, директора региональных проектов НТА, обычно в сеть объединяются совершенно разноформатные магазины: тонары, прилавочные магазины, супермаркеты. Да и единой юридической структуры у таких сетей чаще всего нет. Магазины разделены на площадки по 150-250 кв. м, которые сданы в аренду частным предприятиям, близким к собственнику сети, но друг с другом никак юридически не связанным. «Такая схема позволяет снизить налоговые платежи в 2,5 раза и более»,— отмечает господин Лыков.
Впрочем, рост того или иного сектора потребительского рынка еще не означает, что на нем появляются сильные ритейлеры. К примеру, при том, что фармацевтический рынок растет в среднем на 15% в год, в рейтинг попала только одна сеть — «Аптеки 36,6». Эксперты объясняют это тем, что половина российских аптек до сих пор муниципальные, а процесс их приватизации активизировался только в последний год.
Что растет
Достижения отечественных ритейлеров, вошедших в рейтинг, выглядят весьма достойно, как минимум, на фоне успехов их коллег в других странах СНГ. Для сравнения: в 2004 году оборот крупнейшего украинского ритейлера — сети «Сiльпо» (входит в Fozzy Group, насчитывает 46 супермаркетов) составит, по прогнозам PR-директора Fozzy Group Дениса Богуша, порядка $250 млн, что сопоставимо с планами участников второй десятки рейтинга. «Перекресток» же намерен сделать по итогам года более $700 млн, а «Пятерочка» (с учетом франчайзинговых магазинов в регионах) — перешагнуть миллиардный рубеж.
Если, крупнейшим отечественным ритейлерам удастся сохранить набранные темпы ежегодного роста (20-50%), то уже через полтора-два года они смогут избавиться от комплекса «младшего брата», который они по-прежнему испытывают по отношению к западным ритейлерам. Впрочем, как полагает директор компании MR & D Consulting Виктория Михайлова, уровень развития ведущих отечественных сетей уже позволяет сравнивать их с западноевропейскими «середнячками». Так, по ее мнению, «Перекресток» сопоставим с номером десять крупнейших супермаркетных операторов Франции — сетью Match. «Копейка» сравнима с номером десять крупнейших сетей Франции в формате «hard-discount» — TreffMarche (44 магазина).
Не менее любопытно сравнить показатели наших лидеров и лидеров восточноевропейских. Так, наш продуктовый оператор номер один — сеть «Пятерочка» (по данным самой компании, в 2003 году ее оборот составил $933 млн.) уже сегодня могла бы попасть в Топ-10 крупнейших польских ритейлеров, причем сразу на седьмое-восьмое место — между Geant Polska и Rewe (оборот в 2003 году $974,2 млн. и $742 млн. соответственно).
Справедливости ради необходимо отметить, что такие обороты ритейлеры в Польше делают на всех 38 млн. местных покупателей. Наши же торговцы «кассу» делают только в 12-миллионнойМоскве. Той же «Пятерочке» более 90% оборота приносят ее магазины в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время у российских торговцев разыгрался аппетит. В этом году как минимум три оператора объявили о своих планах выхода на зарубежные рынки: «Патэрсон» открывает магазин в Киеве, в Киеве же переговоры о создании альянса с действующим местным оператором ведет «Перекресток», свою франшизу на Украину и в Казахстан продала «Пятерочка».
Подобная амбициозность, безусловно, делает честь российским компаниям. Ведь до сих пор на экспансию за рубеж отважилась только литовская сеть Vilniaus Prekyba (VP Market), крупнейшая на постсоветском пространстве (ее оборот в 2003 году составил $1,3 млрд.). До конца этого года компания намерена открыть несколько магазинов в Румынии, в следующем году — в Болгарии.
Но оптимизма российских ритейлеров не разделяют эксперты. «Для выхода на новые рынки недостаточно только опыта работы в России»,— говорит Игнас Сташкявичус, председатель совета директоров VP Market. А Денис Богуш из Fozzy Group полагает, что россияне еще не вышли на должный уровень. «Россиянам в плане торговли нечего нам показать, чего бы мы еще не видели». Эксперты советуют отечественным ритейлерам не спешить с экспансией за пределами страны, а заняться регионами. По данным INCOMA, доля крупнейших ритейлеров Восточной Европы на рынках своих стран составляет от 16% до 37%; у «Пятерочки» же, по данным агентства,— всего 12%, да и то лишь в Москве.
Что будет расти
Ждать в обозримом будущем серьезных изменений в расстановке сил в рейтинге вряд ли стоит. Продолжат рост и без того динамичные сектора торговли. Например, по мнению господина Садовина из «Азбуки вкуса», будет расти рейтинг сотовых ритейлеров. «Салоны связи вслед за сотовыми операторами двинулись в регионы. К тому же в России частота смены «трубок» самая высокая в Европе (раз в девять-десять месяцев, тогда как в Европе и США — раз в два-три года) — спрос на их товар гарантирован»,— поясняет он.
Эксперты прогнозируют прорыв на рынке строительных материалов и товаров для дома (так называемый формат DIY). «Это несложно предположить, учитывая объемы жилья, ежегодно вводимого в строй, и его качество»,— говорит Виктория Михайлова из MR & D Consulting. По словам Елены Кудриной из FIT, в ряде крупных регионов уже создаются «строительные» мегасторы площадью по 5000 - 30 000 кв. м. В частности, в Челябинске такой проект развивает «Торговый дом КС», а в Красноярске — «АЛПИ-Дом». Собственники обеих компаний собираются продвигать свои сети DIY и в соседних регионах. Не исключают эксперты и усиления позиций торговцев парфюмерией и косметикой. По данным компании «Старая крепость», объем парфюмерно-косметического рынка в этом году составит порядка $6 млрд. (на 20-25% больше, чем в 2003 году). Правда, скорее всего, основной движущей силой рынка останутся продуктовые сети. Большинству россиян в регионах доходы позволят жить сыто, но без излишеств. И прогнозы специалистов не дают оснований для чрезмерного оптимизма по это му поводу.
Например, как следует из отчета «Retailers go East» компании Roland Berger Strategy Consultants, Россия, как и «большинство стран Восточной Европы, еще долго не достигнет среднего уровня покупательской способности стран ЕС». По оценкам аналитиков Roland Berger, в 1999 году уровень покупательской способности россиян составлял 32% от уровня ЕС. А через десять лет, к 2015 году, он достигнет всего лишь 43%.
Сергей Канунников,
Екатерина Любавина,
Дмитрий Кряжев