Заводите больше знакомых
Теперь Дерик Квайл верит в силу профессиональных связей. Год назад бывший директор по операциям одного из подразделений Shell вернулся в Великобританию. Он потерял работу в результате реструктуризации и продажи его подразделения, которым сам же и руководил. Когда он начал искать работу, в списке его деловых контактов было всего шесть человек, работающих в Великобритании.
“У меня были связи, но не в той части мира и не в той отрасли, — говорит он. — Мне все пришлось строить заново, и это пугало”. Поиски работы через газетные объявления и звонки хедхантерам ни к чему не привели. Его первые попытки обзавестись новыми знакомствами тоже не дали результатов.
В конце концов ему повезло. 163-й человек в его старом списке, менеджер по охране окружающей среды компании Shell, помог ему найти работу в Международном союзе охраны природы (IUCN) в Швейцарии. Квайл пригласил менеджера на чашку кофе. Он хотел, чтобы тот познакомил его с людьми, занимающимися охраной окружающей среды. Выяснилось, что Shell планирует направить человека в IUCN для укрепления связей этой организации с бизнес-структурами. Квайл предложил свою кандидатуру и получил работу.
Возможно, кого-то удивит, что у топ-менеджера не было большого количества связей. Однако пример Квайла довольно типичен. “Многие топ-менеджеры сосредоточены на карьере и семье. Но если что-то вдруг пойдет не так, они могут оказаться в относительной изоляции”, — объясняет Вирджиния Боттомли, глава управляющего совета хедхантинговой фирмы Odgers Ray & Berndson.
Бывшим руководителям трудно начинать все сначала, утверждает она. Хедхантеры предпочитают кандидатов с хорошими связями. “Клиенты чувствуют себя более комфортно, если понимают, что человек, которого вы им представили, известен в деловых кругах”, — поясняет она.
Обзавестись связями Квайлу посоветовал Стюарт Линденфилд, старший консультант компании по подбору персонала DBM. Линденфилд проводит для своих клиентов специальные тренинги по приобретению связей. Сам он экстраверт, недавно организовал танцевальный клуб танго, потому что хотел “выступать на танцполе в два часа ночи при свечах”. Совсем не обязательно идти на такие шаги. Но очень важно верить в себя, с энтузиазмом воспринимать новые знакомства и уметь спокойно реагировать на отказ.
“Проработав 25 лет в крупной корпорации, люди ощущают себя маленькой частью огромного механизма. Им трудно оценить собственный вклад и понять, чего они стоят”, — говорит Линденфилд. По его словам, название должности зачастую мало о чем говорит. Так, в одной компании работает более 400 менеджеров по проектам.
Участников своих семинаров он просит сформулировать в нескольких словах, что они могут предложить работодателю. Эту информацию помещают на визитных карточках или на специальных бейджах. В неформальном голосовании на одном из таких семинаров победил лозунг “Учим профессионалов обучать профессионалов”. Бухгалтер с хорошим чувством юмора придумал фразу “больше пользы, меньше налогов”. Не получило поддержки определение “создаю позитивную энергию в организационных структурах”.
Линденфилд предпочитает альтернативные способы налаживания связей. Не стоит полагаться на “обычных подозреваемых”, то есть на профессионалов, работающих в той же области. Больше пользы принесут семья, старые школьные и университетские друзья, знакомые, приобретенные через общие пристрастия или одинаковый образ жизни.
Квайл утверждает: “Люди с радостью согласятся помочь, если вы не станете напрасно тратить их время. Никогда не рассказывайте о ваших проблемах. Просто попросите их совета. Никогда не просите тратить на вас больше 20 минут”. По его мнению, решение проблемы часто приходит совершенно неожиданно. “Я никак не мог найти человека, работающего в организации по защите окружающей среды, о котором много слышал. Ни с того ни с сего я обнаружил, что наши дочери учатся в одном классе”. (FT, 14.12.2004, Мария Подцероб)
Элисон Мейтленд