Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Новые проекты |В Красноярске больше нет места для огромных магазинов


Россия | 23 декабря 2004 | Новые проекты Недвижимость

В Красноярске больше нет места для огромных магазинов

В последние месяцы в Красноярске появилось несколько новых супермаркетов и гипермаркетов. Эксперты утверждают, что потенциал красноярского рынка магазинов самообслуживания еще очень велик, поэтому в течение многих лет будут появляться все новые и новые супермакеты. В первую очередь прирост ожидается в сегменте небольших магазинов, рассчитанных на постоянный круг покупателей из ближайших домов. А вот гипермаркетов уже и так слишком много для миллионного Красноярска.

Осень — традиционно активное время для бизнеса. Но результаты последних месяцев побили все рекорды. Сеть гастрономов «Красный Яр» буквально на этой неделе открыла свой магазин в Лесосибирске (после открытых менее чем за полгода двух магазинов в Красноярске). В сети «Каравай» за последние два месяца появились сразу два супермаркета (улицы Киренского и Гладкова). «Командор» помимо двух классических супермаркетов в Северном и Солнечном готовит к презентации свой первый гипермаркет, который будет располагаться на Взлетке, в районе комплекса «Кода». Сеть АЛПИ недавно пополнилась очередным гипермаркетом в Солонцах.

Таким образом, сейчас в Красноярске работает более полусотни магазинов «цивилизованных форм продажи», (магазины самообслуживания, использующие системы автоматизации торговли, POS-терминалы и т.п.). Их можно условно поделить на три категории. Дискаунтеры, отличающиеся сравнительно низким уровнем цен — «Десятка» и «Каравай». В таких магазинах зачастую невысок уровень сервиса, не очень широк предлагаемый ассортимент (от 2000 до 6000 наименований). Вторая категория — это сети, которые, напротив, ставку делают на удобство покупателя (классические супермаркеты): большое внимание уделяется расположению товаров, широкий ассортимент (от 7000 до 15000 наименований), присутствуют товары премиум-класса (перепелиные яйца, французские сыры, редкие сорта вин и т.п.). К этой группе можно отнести «Красный Яр» и «Командор». Остальные — «Орлан», «Талнах», «Эверест», «Парус» — пытаются развиваться в этом же направлении.

Особняком в классификации стоит АЛПИ. Под этой маркой, собственно, супермаркеты существуют только за пределами Красноярска, в Канске, Ачинске, Железногорске. А в краевом центре сеть АЛПИ представлена исключительно гипермаркетами. На данный момент в краевом центре присутствуют три гипермаркета — на улицах Молокова и Королева, а уже упоминавшейся торговый центр в Солонцах, в зоне интересов красноярцев находится и четвертый гипермаркет АЛПИ возле Сосновоборска.

Надо сказать, что для миллионного города, которым является Красноярск, и 50 супермаркетов — это мало. В том же Новосибирске их больше полутора сотен. Емкость красноярского рынка еще не исчерпана. У нас практически не занята ниша так называемых «домашних» магазинов. Обычно они называются «Соседский» или «У дома» и ориентированы на постоянный круг покупателей, живущих поблизости. По сути, сейчас их место занимают павильоны и ларьки. Но по законам экономики они неизбежно будут вытеснены цивилизованными формами торговли. Вопрос лишь в том, когда это случится. Многое здесь зависит и от позиции власти, которой, по идее, выгодно поддерживать супермаркеты, как более надежных налогоплательщиков по сравнению с «ларечниками». К тому же в магазинах цивилизованных форм продаж гораздо реже можно встретить некачественные продукты. Однако в настоящее время красноярские власти никак не регулируют этот рынок, в отличие от властей других сибирских городов. Так, например, кемеровский губернатор области Аман Тулеев запретил продажу спиртного в мелких торговых точках. Стоит отметить, что такие меры принимались в Красноярске и при Александре Лебеде, однако по прошествии нескольких месяцев введенные запреты под давлением владельцев ларьков были отменены.

Если количество супермаркетов в Красноярске не так велико, как в столицах других сибирских регионов, то гипермаркетов в Красноярске уже целых четыре — три наших АЛПИ и турецкий «Рамстор», плюс скоро должен появиться еще и «Командор». По соображениям экономической целесообразности количество гипермаркетов в одном городе открывается из расчета одно предприятие на каждые 250 тысяч населения. Таким образом, емкость рынка в данном сегмента практически исчерпана. Еще одна интересная особенность красноярского рынка магазинов самообслуживания: почему-то в столице Красноярья целых шесть двухэтажных магазинов и один — АЛПИ на ул. Королева — располагается на целых трех этажах. Такого нет ни в одном из регионов Сибири.

Таким образом, ожидать того, что в ближайшее время в Красноярске откроется еще один магазин формата «гипермаркет» не стоит. А вот новые торговые сети будут появляться непременно. Известно, что интерес к красноярскому рынку ритейла уже сегодня проявляют москвичи: дискаутерная сеть «Пятерочка» (в основном продавая свою франшизу), а также супермаркеты «Патэрсон», которые присутствуют по многих регионах России. Возможен приход краснодарской сети «Магнит», очень уверенно завоевывающей все новые регионы. Их новые магазины открываются практически каждый день. О своих намерениях выхода в регионы (а наш край — один из наиболее инвестиционно привлекательных в стране на сегодняшний день) заявляют также московские «МосМарт», «Седьмой континент» и другие известные ритейлеры.

Местным сетям до таких темпов далеко, хотя супермаркетов в Красноярске с каждым годом становится все больше. Наиболее активно растут сети «Красного Яра» и «Каравая» — за последние три года открылось по семь магазинов. Уже в начале 2005 года должен догнать лидеров и «Командор». Еще можно отметить «Десятку» — пять магазинов за последние три года. Еще одна тенденция местного рынка — сети начинают выходить за пределы столицы края, завоевывая районы. Пока расширили свой рынок сбыта таким образом самые устойчивые игроки — «Красный Яр», АЛПИ и «Каравай» (свой супермаркет эта компания имеет в Дивногорске).

Наталья Ярилова


Тема дня