В России появятся финансовые гипермаркеты
В 2005 году на рынке финансовых услуг появится новый тип компании – финансовый гипермаркет. Сеть таких учреждений, по информации RBC daily, начнет работать в первом квартале будущего года. Сначала они появятся в Санкт-Петербурге, а затем в других городах России, включая Москву. Учредителем проекта выступает петербургская группа «Объединенный промышленный капитал» (ОПК).
Гипермаркеты будут предоставлять такие услуги, как страхование, кредитование, денежные переводы, прием платежей, бронирование билетов и гостиниц. Специалисты по-разному оценивают данный проект. Одни считают, что называть финансовым гипермаркетом такой набор услуг – это преувеличение. По мнению других, проект сможет называться так только в том случае, если его руководство сумеет внедрить правильную тарифную политику, иначе гипермаркет превратится в обычную билетную кассу.
В группу «Объединенный промышленный капитал» (Санкт-Петербург) входят банк «Таврический», лизинговая компания, страховая компания «Авеста», венчурный фонд аэрокосмической и оборонной промышленности, корпорация «Аэрокосмическое оборудование», Петербургская медицинская страховая компания, Негосударственный пенсионный фонд оборонно-промышленного комплекса, Центр бронирования, Центр предоплатных интернет-платежей. Как сообщили RBC daily в страховой компании «Авеста», «ОПК» представляет собой «объединение интересов, различных бизнесов, которыми через аффилированные компании владеет одна и та же группа лиц». Банк «Таврический» входит в десятку крупнейших банков Санкт-Петербурга. В общероссийском банковском рэнкинге «Эксперт РА» на 1 октября 2004 г. он занимал 100-е место по размеру активов (7,3 млрд руб.) и 101-е место по капиталу (1,1 млрд руб.).
Как сообщил RBC daily гендиректор страховой компании «Авеста» Сергей Сафронов, гипермаркеты будут предоставлять разнообразные финансовые услуги. В их числе денежные переводы, оплата по технологии PayCash (карты предоплаты для осуществления электронных платежей, оплаты коммунальных услуг, сотовой связи, покупок в интернет-магазинах), бронирование билетов и гостиниц для деловых поездок. Помимо этого, в гипермаркетах можно будет оформить различные виды страхования, например, купить страховку для поездки за рубеж, в том числе на машине, приобрести полис "автогражданки". Также в гипермаркетах можно будет получить некоторые банковские услуги, например, произвести расчетно-кассовые платежи, обменять валюту, а также получить краткосрочный кредит. Правда, на ограниченную сумму, зато быстро, без поручений и гарантий – необходима лишь идентификация личности (паспорт).
По словам Сергея Сафронова, первая серия гипермаркетов под брендом «ОПК» будет введена в первом квартале 2005 г. По его словам, сначала магазины появятся в Санкт-Петербурге, а затем в регионах присутствия филиалов и представительств банка «Таврический» – в Ленинградской области, Москве, Печоре, Сыктывкаре, Мурманске, Иркустке. В качестве клиентов здесь видят людей, которые ведут активную деловую жизнь: ездят в командировки по России и за рубеж, пользуются пластиковыми картами.
Офисы гипермаркетов «ОПК» будут располагаться в бизнес-центрах. «Есть строящиеся и введенные бизнес-центры, где у нас есть право собственности на помещения. В течение первого полугодия мы планируем ввести порядка 10 таких гипермаркетов в Санкт-Петербурге и затем распространить свое влияние на регионы присутствия банка "Таврический"», – продолжает гендиректор страховой компании «Авеста». Он не стал уточнять, какое количество офисов будет насчитывать сеть в ближайшей перспективе, сославшись на то, что план развития сети есть, но до конца он еще не утвержден. Что касается существования схожих проектов, то Сергей Сафронов сказал: «Мы не знаем аналогов на рынке». По его словам, основные конкуренты – это крупные сетевые банки, такие как «Альфа-Банк», Сбербанк, «Промстройбанк», «МДМ-Банк». «Но они предоставляют в основном только банковские услуги, в то время как мы – ряд других финансовых услуг в одном месте. Это наше основное конкурентное преимущество», – заключил Сергей Сафронов.
Аналитики и участники рынка по-разному оценивают появление в России первых финансовых гипермаркетов. Заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов считает, что такое название не вполне соответствует действительности. «В России есть уже немало банковских и страховых групп, выступающих в партнерстве перед клиентами. Расширение набора розничных услуг, конечно, возможно и перспективно. Бронирование билетов – один из возможных вариантов расширения набора услуг. Но называть финансовым гипермаркетом такой набор услуг – это, наверное, преувеличение», – сообщил Валерий Торхов RBC daily.
Между тем директор московской консалтинговой компании «ФИНИСТ» Михаил Смирнов считает, что данное учреждение вполне корректно называть финансовым гипермаркетом. Но при условии, что участники проекта будут вести согласованную политику. «Прежде всего, у офиса должно быть понятное клиентам ценовое позиционирование. Например, если билеты и полисы будут продавать с минимальной комиссией, а ставки по депозитам и кредитам будут невыгодны для клиентов, то офис автоматически превратится в обычную билетную кассу, где можно купить полис, – считает Михаил Смирнов RBC daily. – То есть клиент должен понимать, чем данный офис отличается от существующей инфраструктуры с точки зрения цены, качества обслуживания». Вместе с тем, по словам эксперта, нужно определить, какие услуги более приоритетны, так как площадь офиса небольшая и в определенный момент времени можно вести активную рекламу только одного вида услуг, чтобы офис не перегружался плакатами и буклетами. «Чтобы достичь этого, необходим постоянный мониторинг качества обслуживания в сети, иначе «завоеванные» клиенты могут вернуться обратно в специализированные учреждения», – уверен Михаил Смирнов.
Светлана Барсукова