Fraport пришел в “Шереметьево”
Немецкий аэропортовый оператор Fraport, управляющий крупнейшим в Европе аэропортом Франкфурта, стал консультантом аэропорта “Шереметьево”. Он посоветует менеджерам “Шереметьево”, как правильно управлять пассажирскими терминалами. Первым делом Fraport посоветовал аэропорту избавиться от мелких торговых точек и пригласить крупные торговые сети с известными брэндами.
Начальник центра общественных связей “Шереметьево” Ангелина Матросова рассказала “Ведомостям”, что недавно аэропорт привлек нового консультанта. Им оказался Fraport. По словам Матросовой, немецкий оператор проконсультирует менеджмент аэропорта, как эффективнее организовать работу двух пассажирских терминалов “Шереметьево”. Источник, близкий к совету директоров “Шереметьево”, говорит, что контракт с Fraport был подписан в начале декабря. Сумму контракта собеседники “Ведомостей” не раскрывают. Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что такой контракт может стоить до $1,5 млн в зависимости от поставленных задач. Из-за рождественских каникул в Европе получить комментарии у представителей Fraport не удалось.
Эксперты отмечают, что главная проблема российских аэропортов — низкая доля доходов от неавиационных услуг (в первую очередь сдачи площадей в аренду) в общем объеме выручки. Аналитик “Ренессанс Капитала” Наталья Загвоздина отмечает, что у крупных мировых аэропортов на неавиационные доходы приходится 50-60% выручки. По словам первого заместителя гендиректора “Шереметьево” Сергея Недорослева, по итогам 2004 г. этот показатель у “Шереметьево” составит 25%. Он считает, что неавиационные доходы можно увеличить за счет создания равных условий для всех арендаторов и взимания с них не фиксированного сбора, а процентов с оборота. По словам Недорослева, в терминалах аэропорта работает около 200 арендаторов, которые платят различные арендные ставки. Какой набор услуг и какого качества должен оказываться пассажирам на терминалах, где размещать торговые точки и какие концессионные отчисления они должны платить “Шереметьево”, аэропорту посоветует Fraport.
Загвоздина из “Ренессанс Капитала” считает, что Fraport “плохого не посоветует”. “Франкфурт — очень красивый, удобный для пассажиров аэропорт, хотя и обслуживает 50 млн человек в год, — отмечает эксперт. — Надеюсь, немцы помогут довести "Шереметьево" до мирового уровня. Главное, чтобы новая команда менеджеров "Шереметьево" смогла воплотить их рекомендации в жизнь”.
Но “Шереметьево” решило не дожидаться выводов консультанта. По словам Недорослева, в декабре аэропорт уведомил около 170 арендаторов о расторжении договоров аренды с 1 января. “[В терминалах] много ларьков, которые торгуют всем подряд, — поясняет Недорослев. — Но нет магазинов под известными брэндами, качеству которых пассажир доверяет”.
Арендаторы по-разному восприняли инициативу аэропорта. “Мы платим и высокую аренду, и процент от оборота”, — говорит гендиректор ЗАО “Аэроферст” (магазины Moscow Duty Free) Михаил Дзамашвили. А PR-директор корпорации “Ростик`c Групп” Валерия Силина считает, что ее компании повышение ставок не грозит. Открыв ресторан Friday`s в “Шереметьево” год назад, компания заключила долгосрочный договор аренды. Опрошенные “Ведомостями” представители торговых сетей — “Седьмой континент”, “Л`Этуаль”, “36,6” и “Кофе Хауз” — говорят, что работать в “Шереметьево” им было бы интересно. “Размещать магазины в крупных транспортных узлах, где большой поток людей, выгодно”, — говорит директор по маркетингу компании “Алькор” (сети “Л`Этуаль” и Sefora) Александра Ушакова. “В аэропорту Мюнхена целая торговая галерея, в том числе супермаркет Edeka, работающий до 22 часов вечера. Обычно магазины в Германии так поздно не работают, но туда ездят люди со всего города”, — приводит пример пресс-секретарь “Седьмого континента” Анна Зайцева.
Илья Хренников
Юлия Ярош