Тольятти: Уходящий год ознаменовался настоящей экспансией торговых сетей
Крупные федеральные операторы не скрывали интереса к своему развитию в регионах, тем не менее приоритетными для них оставались города-миллионники. Тольятти, как известно, в эту категорию не входит, тем не менее в уходящем году в городе появились самые известные ритейлеры: "Перекресток", который продолжил открывать магазины, и "Патэрсон", который успел за полгода открыть сразу два крупных универсама.
Из западных ритейлоров в недалеком будущем ожидается турецкая сеть "Рамстор" (компания "Рамэнка"), мелкооптовая сеть Metro Cash&Carry и сеть гипермаркетов Real (немецкий холдинг Metro AG). Пытаясь противостоять иногородним "захватчикам", местные сети - "Миндаль", "Елисейский" - увеличивают свое присутствие на рынке. Тем не менее, по оценкам экспертов крупных национальных сетей, после выхода в Тольятти всех крупных российских и западных операторов локальным компаниям места останется мало и они будут проигрывать вследствие того, что не владеют современными технологиями розничного бизнеса. Местные представители тольяттинского розничного бизнеса отрицают это и говорят, что их формат всегда останется востребованным.
Тольятти - город богатый. Он входит в пятерку городов России по уровню обеспеченности граждан. Согласно данным за 2003 год, средняя зарплата тольяттинца - 9 тысяч 800 рублей (на крупных и средних предприятиях, в целом по городу средняя зарплата составляет 7 265 рублей), среднедушевой доход - 5 тысяч 900 рублей - на 25-30% выше, чем в Самаре. Уровень потребительской активности тольяттинцев - второй после Москвы. Средний тольяттинец (его возраст 34-35 лет) тратит в год на покупки 88,7 тысячи рублей. Согласно аналитическому отчету девелоперской компании "Русские торговые сети", Тольятти (вместе с Екатеринбургом и Самарой) входит в тройку региональных городов, наиболее привлекательных для торговых операторов. Обеспеченным тольяттинцам надоело покупать просроченные продукты в магазинах затрапезного вида. Им нужно качество, сервис, престиж… Крупные торговые сети не заставили себя ждать. Первопроходцем оказался "Перекресток", который открыл свой первый магазин еще в 2003 году и занял самую перспективную на сегодняшний день площадку - ТЦ "Русь-на-Волге". В уходящем году "Перекресток" продолжил свое развитие и открыл мини-маркет на территории строящегося торгового комплекса "Юность" в Центральном районе. На следующий год также запланировано открытие магазинов "Перекрестка". Второй решилась выйти на тольяттинский рынок другая крупная общероссийская сеть - "Патэрсон", состоящая сейчас из 45 универсамов. По темпам развития компания, пожалуй, обогнала "Перекресток" и за полгода открыла в Тольятти два магазина: на улице Мира, став соседом тольяттинского "Миндаля", и в новом торговом центре "Вега".
В Самаре работает пока один магазин этой сети. На днях сеть "Патэрсон" объявила о начале реализации программы по продаже своей франшизы, что означает, что расширение сети будет идти еще более быстрыми темпами и позволит компании развиваться в отдаленных регионах. Уже в следующем году "Патэрсон" открывает еще один универсам в Автозаводском районе и к концу 2006 года намеревается довести количество магазинов в Тольятти до 5. Наступает на пятки цивилизованным и признанным операторам краснодарская сеть "Магнит" в формате дискаунтера, продвигаемая ЗАО "Тандер". "Магнит" - сеть, берущая количеством, и ее по праву можно назвать лидером 2004 года по открытию магазинов. Итог минувшего года - 20 новых точек, и всего на сегодняшний день в Тольятти работает 28 магазинов "Магнит". По словам директора тольяттинского филиала ЗАО "Тандер" Натальи Лисицкой, "Магнит" придерживается подобной политики во всех регионах. И не важно, что качество обслуживания в магазинах и ассортимент товаров оставляют желать намного лучшего и просроченная продукция на прилавках - не редкость. Тем более что всему виной не сама сеть, говорит Лисицкая, а конкретное руководство конкретного магазина.
Зато "Тандер" находится на 67 месте среди 400 самых крупных по товарообороту торговых предприятий России (данные на сентябрь 2004 года).
Поняв, что земля уходит из-под ног, а прибыль из рук, местные сети усиленно занялись открытием новых магазинов. Основная конкуренция развернулась между "Елисейским" и "Миндалем". У первого на конец года 9 магазинов, у второго - 5. В следующем году "Миндаль" собирается догнать конкурента и откроет еще два магазина. Однако "Елисейский" заявляет об открытии еще примерно такого же количества магазинов, что и в этом году. О планах своего развития заявляет и руководство ООО "Тольятти-Сорренто", давно остановившееся на двух магазинах, которые пользуются репутацией очень дорогих. Будет ли это "Тольятти-Сорренто" делать самостоятельно или поручит кому-либо (на протяжении года муссировались слухи о продаже магазинов) - пока неизвестно.
Уже озвучили свой интерес к тольяттинской площадке представители крупнейших западных сетевых торговых операторов. Немецкая Metro AG будет продвигать мелкооптовые центры и сеть гипермаркетов Real, турецкая "Рамэнка" "двинет" "Рамстор". Пока все они определяются с площадками.
Если говорить о формате магазинов, то крупные федеральные операторы позиционируют свои сети как магазины, в которых можно найти все необходимое и получить качественный сервис, а практически каждый из местных операторов, а также "Магнит", заявляют себя как "магазин у дома".
Очевидно одно - розничный торговый рынок Тольятти переживает период бурного роста и, по прогнозам аналитиков самих операторов, насыщения тольяттинского рынка не произойдет и в 2005 году. Тенденция определена, и она сохраняется: все крупные как национальные, так и международные розничные операторы окажутся в конце концов здесь и в конечном счете именно между ними будет развернута конкуренция. Сейчас уже пришедшие в регион сети формируют круг лояльных покупателей, который позволит повысить их устойчивость в конкурентной борьбе впоследствии. Пока же ее, по сути, и нет вовсе. При этом крупные российские операторы не считают местных торговцев своими конкурентами просто потому, что последние не располагают современными технологиями розничного бизнеса. Местным сетям, по предположениям акул этого бизнеса, со временем места на рынке просто не окажется - в дальнейшем начнется их скупка, поглощения и слияния… В пику федералам представители местного ритейла считают, что формат средних размеров супермаркета (500-600 кв.метров) "у дома", в котором представлены почти все тольяттинские торговые сети, будет востребован всегда. Основной недостаток гипермаркетов, по мнению директора сети "Елисейский" Константина Балабанова, - большое количество времени, которое должен затратить покупатель, чтобы совершить покупку; дискаунтеров - "убогий" ассортимент. Другое дело что в городе, по словам Балабанова, недостаток качественных торговых площадей. Директор "Елисейского" не считает, что экспансия федералов может привести к скупке местных сетевиков, но не исключает, что они могут проявлять интерес к площадям, на которых представлены местные магазины. С другой стороны, говорит он, "местное лобби может сделать так, что усиленное развитие федералов будет невозможным". Тем не менее Константин Балабанов не исключает возможность продажи своего бизнеса при условии предложения хорошей цены. "Но ведь это могут быть не только ритейлоры, но и представители других видов бизнеса, решившие заняться торговлей, и если цена нас устроит - почему бы и нет? Это даст нам возможность развивать новые проекты", - говорит Балабанов. А пока "Елисейский" прорабатывает новую концепцию для своих магазинов.