Hезависимые продуктовые магазины скоро исчезнут
В прошедшем году рынок розничных сетей в России был одним из самых динамично развивающихся в мире. Темпы его роста составили приблизительно 7% и сопровождались активным расширением крупных ритейлеров, причем одни развивались за счет продаж франшиз, другие поглощали менее крупные сети, третьи открывали собственные магазины. Политика экспансии требовала от компаний больших финансовых вложений, поэтому практически все крупные сети перестали брать кредиты и начали выпускать ценные бумаги. В 2005 году процесс консолидации рынка продолжится. Только постоянно укрупняясь российский ритейл сможет конкурировать с западными гигантами, прихода которых ожидают в ближайшие 2-3 года.
Региональная экспансия продолжится, однако будет не столь активной, как в прошлом году - компании захотят закрепиться в тех регионах, где у них уже есть магазины. Усиливающаяся конкуренция повлечет за собой поиски новых методов борьбы за клиента и использование старых. Среди таких методов называют открытие магазинов всевозможных форматов и ценовую борьбу.
Основными тенденциями на рынке розничных сетей в минувшем году стали стремление компаний к укрупнению, экспансия в регионы и, как следствие, привлечение внешних заимствований. Проведение IPO "Седьмым Континентом", в результате которого ритейлер продал акции 77 российским и международным инвесторам и таким образом привлек средства в размере 80 млн долл., называют самым главным событием года как для самой компании, так и для всей отрасли. "Седьмой Континент" стал первым российским ритейлером, сделавшим подобный шаг, другие компании - "Перекресток", "Копейка" и "Пятерочка" - пока только делают заявления о подобных намерениях. По мнению аналитика ИФК "Метрополь" Натальи Мильчаковой, сети вряд ли смогут реализовать эти планы раньше 2006 г., однако опыт работы с ценными бумагами у них имеется - в 2004 году "Копейка" выпустила кредитные ноты, "Перекресток" объявил о выпуске еврооблигаций в 2005 году. "На рынке розничных сетей стала меняться структура источников финансирования, - заявила RBC daily Наталья Мильчакова. - Если раньше это были преимущественно кредиты, то сейчас компании стремятся выйти на фондовый рынок. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах рынок поделен, и для крупных сетей встает вопрос о расширении в регионы, а для этого кредитов недостаточно - требуются инвестиции на внешнем рынке".
Укрупняться российских ретейлеров заставляет постоянное ожидание прихода западных торговых гигантов. По мнению президента компании "Копейка" Александра Самонова, в ближайшее время стоит ждать более активной экспансии со стороны мировых сетей. "Процесс давно идет полным ходом, - сказал RBC daily Александр Самонов. - Metro, Auchan, Rewe, Marktkauf уже в России, а максимум года через 2-3 все будут здесь". Поэтому для того, чтобы выжить в будущем, сети сейчас стараются максимально увеличить свои мощности. Расширение сетей, для которого потребовались крупные суммы денег, происходило в 2004 году по нескольким схемам: открытие собственных магазинов, продажа франшиз и поглощения менее крупных сетей и самостоятельных магазинов. Наиболее активно продажей своих франшиз в этом году занималась "Пятерочка". Недавно о своей франчайзинговой программе заявила "Копейка", намеренная продать в регионах 200 франшиз за пять лет, в настоящий момент заканчивается разработка франчайзинговой стратегии сети "Патэрсон". Холдинг "Марта" усилил свои позиции на рынке торговых сетей благодаря крупной сделке с германской компанией REWE Group. "Для нашей компании самым главным событием года стал стратегический альянс с германским партнером, создание совместного предприятия и, как следствие этого, вывод на российский рынок сети супермаркетов Billa, а также запуск сети супермаркетов Grossmart", - заявил RBC daily PR-директор холдинга "Марта" Евгений Сухарников. Наиболее эффективным путем расширения сети называют поглощения. "Мы живем во времена консолидации ретейлового рынка, когда мелкие операторы - единственный ресурс для роста больших, - продолжает Евгений Сухарников. Два года назад в столичном регионе было порядка 50 сетей, сейчас их уже вдвое меньше, а лет через пять останется не более десяти".
Самыми крупными поглощениями прошлого года стали сделки "Седьмого Континента" по присоединению сети "Петровский" и приобретение "Перекрестком" региональной сети "365". "Предметом сделки с собственниками сети "Петровский" - группой "БИН" - стала аренда площадей 17-ти магазинов, приобретение торгового оборудования этих магазинов и покупка товарных остатков, - заявила RBC daily пресс-секретарь "Седьмого Континента" Анна Зайцева. - Кроме того, мы предложили сотрудникам магазинов перейти на работу в "Седьмой Континент". На сегодняшний день 15 из 17 магазинов уже работают в рамках сети "Седьмой Континент". Еще два магазина планируются открыть в январе-феврале следующего года".
Директор по внешним связям торговой сети "Патэрсон" Ева Прокофьева называет укрупнение сетей необходимым условием для их дальнейшего развития. "Не укрупняясь, сети смогут наращивать обороты максимум на 1,5-3% в год, - сказала RBC daily г-жа Прокофьева. - Один из путей дальнейшего роста сетей - консолидация. Аналитики ожидали начала этого процесса через пару лет, но он начался уже в 2004 году". Поэтому поглощения в будущем году продолжатся, и в первую очередь они коснутся одиночных магазинов. По мнению Александра Самонова, единственное преимущество независимых магазинов - "душевность" общения с покупателем - не может помочь им выиграть в борьбе с менее дорогими и более качественными продуктами, которые предложат сетевики в широком ассортименте. "В такой ситуации у независимых магазинов есть несколько путей - совершенствоваться в какой-либо узкой специализации и делать покупателю уникальное предложение, которое не под силу массмаркету, приобретать франшизу сети или попросту продать свой магазин", - заявил RBC daily Александр Самонов.
По мнению экспертов, общей тенденцией, которая прослеживалась в последние годы, остается стабильный рост розницы. "Ожидаемый рост товарооборота в отрасли по итогам 2004 г. составит порядка 13%, - говорит Анна Зайцева. - Доля организованной розничной торговли выросла с 16% до 20-22% в Москве, в целом же по России эти цифры меньше. Позиции рынков (неорганизованная торговля) по-прежнему остаются сильными, в особенности в регионах". Евгений Сухарников из "Марты" добавляет, что российская розница - одна из самых динамично развивающихся в мире. "Темпы роста российского ретейла составляют около 7% в год, такие показатели есть только в Китае", - говорит г-н Сухарников.
Ужесточение конкуренции на розничном рынке, в особенности в Москве, заставляет ретейлеров разрабатывать новые подходы к покупателю. "Операторам приходится искать выходы на новую аудиторию и на новые рынки с помощью открытия магазинов в новых форматах и региональной экспансии, - говорит Анна Зайцева. - Стремясь к максимальному охвату аудитории, сети, ранее работавшие только в формате супермаркетов, рассчитанных на средне и высоко обеспеченную аудиторию, открывают магазины, рассчитанные на менее обеспеченную аудиторию - например, в формате мягких дискаунтеров. Кроме того, практически все сети, работающие в формате "супермаркет", приходят и в формат "гипермаркет". Мы также выступим в новом для нас качестве - откроем магазин в формате "гипермаркет". Для нового формата гипермаркета "Седьмого Континента" было придумано и новое название - "Наш гипермаркет". По плану первый гипермаркет "Наш" откроется на улице Большая Черемушкинская весной 2005 г.". Ева Прокофьева добавляет, что появление реальной ценовой конкуренции заставляет операторов более активно в качестве инструмента конкурентной борьбы использовать цены. "Стоимость потребительской корзины сетей в последний год снизилась, - говорит г-жа Прокофьева. - С учетом регулярно проводимых акций в нашей сети понижение составило около 7%".
Что же касается 2005 года, то представители сетей заявляют, что все наметившиеся в прошлом году тенденции получат свое развитие - все намерены расширяться и укрупняться. Впрочем, региональная экспансия будет уже не столь агрессивной. "Если раньше целью ретейлера было прийти в регион любой ценой, то в новом году они будут больше внимания уделять доходности, закрепляясь в тех регионах, где уже присутствуют", - говорит Ева Прокофьева.
Ольга Горелик