Юлия Никуличева, Директор компании Jones Lang LaSalle
Какие проекты, реализованные в сфере коммерческой недвижимости, кажутся Вам наиболее интересными и почему ?
В сегменте офисной недвижимости было реализовано несколько интересных проектов. Наиболее громкий из них - проект в рамках «Москвы-Стити» - «Башня на набережной». Интересны такие объекты, как «Романов Двор» и офисный парк на Дербеневской набережной. Последний проект доказал успешность идеи перестройки старых зданий промышленного назначения под офисные здания.
Наиболее интересным проектом 2004 года в секторе торговой недвижимости, на мой взгляд, является недавно открывшийся торговый центр «Мега 2» (в Химках).
Какие основные тенденции наметились на рынке?
Для рынка офисной недвижимости стала характерна тенденция децентрализации. Изменились предпочтения арендаторов. Еще два года назад сложно было представить такую ситуацию. Офисам в центре города многие стали предпочитать офисы в более отдаленных районах с хорошей транспортной доступностью.
На примере уже упомянутого мной проекта «Мега2» можно отметить тенденцию, характерную для сектора торговых помещений. На российском рынке появилось много новых марок и брендов. Многие иностранные компании уже заявили о своем желании выйти на наш рынок.
Что же касается географической направленности в секторе ритейла, новые торговые центры открываются как в центре города, так и в более отдаленных районах. Это, прежде всего, говорит о том, что рынок еще не насыщен.
Как отразилось на развитии рынка постановления, принятые государственными и городскими структурами в отношении коммерческой недвижимости?
Не могу сказать, что постановление московского правительства о проведении аукционов на право приобретения участков земли, как-либо отразилось на развитии рынка. Это подтверждают и девелоперы, с которыми мы общаемся. Им удается приобретать участки как на первичном, так и на вторичном рынке земли без каких-то явных сложностей. Скорее всего, это нововведение упростит работу лишь иностранным девелоперам, у которых нет партнеров среди российских компаний, и которые по той или иной причине не могут вести переговоры о приобретении земли с правительственными структурами. Очевидно, что это решение принято с целью добиться большей прозрачности на рынке земли.
Подведите итоги года для вашей компании .
2004 год в целом был для нашей компании удачным. Что касается сектора торговой недвижимости, отмечу, что мы успешно сдали «Мегу 2» в Химках, а также проект «Солнечный рай» на Боровском шоссе. В торговом сегменте значительно возросло количество региональных проектов.
В офисном сегменте были удачно реализованы уже упомянутые объекты на Дербеневской набережной, офисное здание на Чистопрудном бульваре, а также «Башня на Набережной» («Москва-Сити»).
Хочется отметить, что на рынке стало гораздо интереснее работать, наши клиенты стали более профессионально подходить ко многим вопросам. Разумеется, это положительно отразилось на результатах нашей работы.
Прогноз на 2005 год
Не думаю, что в 2005 году на рынке ожидаются серьезные перемены. Ведь для рынка недвижимости определяющим является уровень общего роста экономики, а этот показатель сегодня в России стабилен.
Интересная ситуация может возникнуть в секторе офисной недвижимости, в связи с выводом в эксплуатацию сразу нескольких крупных объектов. Однако в целом, мы ожидаем перемены на этом рынке не в 2005, а в 2006 году.
Полагаю, что активно будет развиваться рынок складской недвижимости. На рынок будут введены качественные складские комплексы.