"Пятерочка" добралась до Новосибирска
Первой федеральной сетью, которая откроет в Новосибирске свои магазины, станет "Пятерочка". Открытие первого универсама сети должно состояться в марте. До конца 2005 года компания планирует открыть еще 20 магазинов.
Национальной сетью "Пятерочка" владеет голландская компания Pyaterochka Holding. На сегодняшний день "Пятерочка" включает в себя около 350 универсамов эконом-класса. Более 100 из них работают по системе франчайзинга в различных регионах страны. Совокупный оборот всех универсамов сети в России в 2003 году составил $933 млн.
Розничная сеть "Пятерочка" пытается выйти в Новосибирск уже несколько лет, но до сих пор компании не удавалось реализовать свои планы в этом городе. Основной причиной были невыгодные с точки зрения местных операторов условия сотрудничества. Только в качестве первоначального взноса за покупку франшизы "Пятерочка" просит $750 тыс. Кроме того, за право работать под этим брэндом партнер обязан отчислять роялти в размере 5% от оборота. За полтора года представители "Пятерочки" успели провести предварительные переговоры практически со всеми новосибирскими сетями, однако нигде не нашли понимания.
В результате первым городом в Сибирском регионе, где появились магазины этой сети, стал Омск. Первый магазин "Пятерочки" открылся здесь в мае 2004 года. Сейчас омскому франчайзи "Пятерочки" - ООО "Пятый бастион" - принадлежит 10 универсамов сети. Как рассказала "КС" начальник финансовой дирекции ООО "Пятый бастион" Евгения Цимбал, подобных темпов интенсивного развития торговой сети в Омске еще не было. "Мы не скрываем, что у нас были сложности, связанные прежде всего с жесткой конкуренцией на рынке. Тем не менее за восемь месяцев работы было открыто десять магазинов сети в Омске. Для сравнения: местным сетям (например, сети супермаркетов "Экономный" и "Наш магазин") для открытия в Омске того же количества магазинов потребовалось несколько лет", - говорит Евгения Цимбал. Госпожа Цимбал также заявила, что не готова пока оценивать финансовые результаты сотрудничества с "Пятерочкой". "Практически всю прибыль приходится вкладывать в открытие новых магазинов, - говорит Евгения Цимбал. - Однако мы идем в строгом соответствии с общим бизнес-планом проекта. За последний месяц оборот омской "Пятерочки" превысил один миллион долларов". А в следующем году в Омске будет открыто еще более десяти магазинов этой сети.
После столь стремительного старта в Омске появление магазинов сети в Новосибирске стало неизбежным. Первый магазин будет открыт компанией-франчайзи в марте 2005 года. В дальнейшем сеть будет увеличиваться на два магазина ежемесячно, и к концу 2006 года количество универсамов сети в Новосибирске "должно исчисляться несколькими десятками".
В головном офисе "Пятерочки" не стали опровергать эту информацию, хотя название компании-партнера назвать отказались. Все опрошенные "КС" новосибирские ритейлеры открещиваются от сотрудничества с "Пятерочкой". В качестве наиболее вероятных франчайзи называются сети "Трешка" и "Столичный". Впрочем, пока представители и этих компаний информацию о своем сотрудничестве с "Пятерочкой" не подтверждают. "Мы не планируем становиться франчайзи сети "Пятерочка" в Новосибирске", - заявил "КС" коммерческий директор ООО "Россибснаб" (этой компании принадлежит сеть "Трешка") Антон Гулин. "У нас такого проекта в разработке нет", - говорит и представитель компании "Сенсация" (ей принадлежит торговая сеть супермаркетов "Столичный").
Помимо оплаты первоначального взноса, потенциальному партнеру "Пятерочки" придется вложить в строительство сети не меньше $5 млн (из расчета $500 тыс. за магазин). И это без учета вложений в аренду или покупку помещений. Впрочем, как высказал предположение топ-менеджер одной из новосибирских сетей, "Пятерочка" могла даже сама прокредитовать своего новосибирского партнера, поскольку этот город очень важен в стратегическом плане освоения компанией Сибирского региона.
Сами новосибирские ритейлеры к появлению в следующем году нового игрока относятся спокойно. Гендиректор сети "Квартал" Людмила Кожемякина считает, что "Пятерочка" рано или поздно должна была появиться в Новосибирске, но это вряд ли приведет к резким изменениям на рынке. "Пока на долю сетевой продуктовой розницы в городе приходится не больше 15% общего товарооборота, - говорит она, - поэтому в городе хватит места для всех".