Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Мебель |Промышленный пейзаж как символ просвященной Москвы


Промышленный пейзаж как символ просвященной Москвы

Новый тренд градостроительной моды Москвы: заброшенные фабричные цеха, старые типографии и гаражи теперь не принято сносить. Бывшие промзоны превращаются в художественные галереи, модные клубы и офисные центры. Обаяние красного кирпича, немного воображения - и запущенный ангар преображается в стильную постройку. Возможно, вскоре Москва обретет свой вариант лондонской галереи Tate Modern, поселившейся в здании бывшей электростанции, или парижского Музея д`Орсэ, обжившего старинный вокзал.

"Красная Роза": офисы вместо шелка

Улица Тимура Фрунзе - монотонная линия траченных временем кирпичных фасадов, однообразный ряд окон, привкус совершенного упадка и запустения. Совсем недавно такой пейзаж был привычен для района шелковой фабрики "Красная Роза". Новейшая история квартала началась после того, как шелковое производство съехало из Москвы в Подмосковье. Теперь шелк делают в окрестностях Наро-Фоминска, а в опустевших зданиях клейменого красного кирпича пошла совсем другая жизнь.

- Когда станки вывезли и цеха опустели, мы стали думать, можно ли сделать на их месте что-нибудь более интересное, чем очередной торговый центр с подземной автостоянкой, - рассказывает Анна Арушанян, заместитель гендиректора по развитию ЗАО "Красная Роза". - С помещениями фабрике повезло: здесь роскошная старая промышленная архитектура и некоторые здания сохранились очень неплохо.

Проще всего оказалось с ткацкими цехами - они словно специально строились в расчете на то, чтобы когда-нибудь здесь появились офисы класса В+. Почти четырехметровой высоты потолки, ребристые своды, просторные помещения. Превратить неправильную "четверку" здания, где раньше располагалось ткацкое производство, в бизнес-центр оказалось проще простого. Пришлось лишь сделать его более комфортным, установив систему охлаждения, построить стильную стеклянную галерею, объединяющую прозрачной линзой все этажи, и добавить в интерьеры гипсокартона, чтобы дать арендаторам почву для дальнейших фантазий по подгонке пространства "под себя".

Одни арендаторы разбили бывший цех перегородками и набили офисной техникой. Другие, наоборот, постарались сохранить ностальгическую видимость "промзоны". Например, дизайнеры одного из рекламных агентств специально пустили прямо по стенам трубы кондиционеров и электрические провода, даже не пытаясь их маскировать: чтобы стало "как было". А рабочие места огородили стенками из рифленого железа, из которого делают гаражи-"ракушки"... Один этаж, арендованный компанией "Интеко", пока сохраняется в девственном виде - ремонт еще не начался. Офисным девушкам еще только предстоит уставить цветочными горшками роскошные широкие подоконники - стены в офисе толщиной четыре кирпича.

Впрочем, ткацкий цех с его буржуазной судьбой - далеко не предел. Куда интереснее обошлись с бывшим красильным цехом - страшенной развалиной со следами готики в архитектуре. Его долго не могли сдать в аренду. Клиенты, приходившие осматривать его, пугались его жутковатой внешности, захламленных внутренностей и прогнившей арматуры, торчащей из стен: цех был построен ровно 100 лет назад - в 1904 году. Наконец, летом прошлого года на него польстилась группа молодых архитекторов во главе с Сергеем Десятовым и Алексеем Рудаковым. Они почистили "старичка", укрепили перекрытия и слегка отремонтировали. Но очень слегка - настолько, что некоторые входящие до сих пор уверены: ремонт в здании в полном разгаре и до конца еще очень далеко. Из стен по-прежнему торчат ржавые штыри, на потолке сохранились направляющие, по которым ездили красильные приспособления. Под крышу ведет неизменная чугунная лестница, а в туалете страждущие обнаруживают устрашающих размеров промышленный вентилятор... Теперь здесь обитает центр дизайна Artplay - пристанище художественных, архитектурных и дизайнерских мастерских. Кроме того, здесь торгуют авторской мебелью, а в промежутках устраивают корпоративные вечеринки: сценой служит бетонное основание, облицованное бледной промышленной плиткой, на котором совсем недавно стояли станки. Там же расположено кафе под названием "Кекс", а вскоре туда переедет офис Московского архитектурного общества. Так бывшая промзона плавно превращается в офисно-богемный квартал.

"Стрелка" с современным искусством

Другое занятное место в Москве, где на задворках старой фабрики теплится творческая жизнь, - выставочная площадка, незатейливо названная "АРТ-Стрелка" по имени стрелки Болотного острова. Сейчас там два знаменитых объекта, которые невозможно не узнать и не унюхать: шоколадная фабрика "Красный Октябрь", бывшее Товарищество Эйнема (сладкий запах патоки пропитывает атмосферу стрелки), и Дом на Набережной, прославленный пером писателя Трифонова. На самой стрелке несет вахту церетелиевский Петр I. "Арт-Стрелка" находится ровно между государем и конфетным двором, даже не пытаясь с ними конкурировать.

Собственно художественное пространство - не что иное, как бывшие гаражи "Красного Октября". Сейчас ее хозяин (группа "Гута") пребывает в ожидании переезда фабрики с обжитого места - она должна освободить пространство для одного из самых амбициозных строительных проектов последних лет. Болотный остров должен превратиться в "Золотой остров" и озолотить инвесторов - там запланированы элитные кварталы, танцзалы, рестораны и торговые центры. А пока "Золотой остров" выглядит в известной степени миражом, в гаражах ютится московское современное искусство.

- Мы заполняем зазор между старым и новым, - рассказывает искусствовед Ольга Лопухова, один из организаторов "Арт-Стрелки". - Пусть временно - в жизни вообще нет ничего постоянного. Во всяком случае, "Арт-Стрелка" пока единственное, ради чего стоит переходить новый мост, ведущий от храма Христа Спасителя.

Действительно, мост пока ведет практически в никуда - общежития "Красного Октября" не в счет. Зато раз в месяц, в день вернисажа, когда во всех девяти гаражах открывается новая экспозиция, здесь аншлаг. Площадь перед обшарпанным одноэтажным ангаром заполняется автомобилями и веселыми людьми. Перед Новым годом, к примеру, здесь жгли костер, вокруг которого сидели люди, изображавшие двенадцать месяцев. Они наливали гостям выпить и угощали: Июль раздавал клубнику, Сентябрь - яблоки, Декабрь - соленые огурцы... Все это безобразие осеняла плюшевая березка на колесиках. В обычное время здесь можно увидеть: дизайнерские светильники и мебель Виктора Фрейденберга, эмалированную икону над белой батареей, увитой искусственными цветами (проект Влада Мамышева-Монро "Достоевский в цветах"), выставку художественной фотографии, а также набрести на тусовку Клуба коллекционеров, обнаружить распродажу модной одежды и массу других полезных вещей.

Типография Шехтеля превратилась в казино

Помимо описанных "Арт-Стрелки" и "Красной Розы", в Москве можно обнаружить еще немало мест, где в стенах бывших цехов вместо рабочих можно наблюдать капиталистов и других посторонних граждан, которые с приятностью проводят время. К примеру, бывшая типография Шехтеля "Утро России" превратилась в казино "Европа" и дорогой ресторан, практически сохранив свой первозданный вид. В шехтелевской же типографии в Трехпрудном переулке теперь бизнес-центр "Экстрополис", где комнаты для переговоров имеют названия бывших газет. Еще остаются необжитыми несколько эффектных зданий электростанций в центре Москвы: одна все еще пыхтит напротив Кремля, другая - за кинотеатром "Ударник". Так что у Москвы есть все шансы перестать украшать город исключительно современными бизнес-центрами с нулевой историей места.

Музеи на вокзалах, галереи на теплостанциях

Привычку заселять старые цеха художественными мастерскими и галереями западный мир приобрел с десяток лет назад. Тем самым городские власти решали сразу две проблемы: сохраняли ценные образцы промышленной архитектуры и возвращали жизнь заброшенным районам, откуда давно ушла жизнь. Так, к примеру, известный лондонский дизайнер Дэвид Гилл облюбовал под свою галерею здание бывшей фабрики перчаток в непрестижном районе Лондона к югу от моста Воксхолл. Вслед за ним туда потянулись коллеги и конкуренты, и район постепенно стал признанным пристанищем авангардистов.

Знаменитая лондонская галерея Tate Modern открылась в 2000 году в здании бывшей теплостанции и стала самым заметным (во всех смыслах) местом презентации современного искусства. Ее строительство стоило 135 миллионов фунтов стерлингов. В процессе возведения было создано 3 тысячи новых рабочих мест, что позволило увеличить доходы бюджета лондонского района Саутуарк на 50-70 миллионов фунтов стерлингов.

Проекты изменения назначения зданий существуют во всем мире. Один из самых известных - бывший вокзал д`Орсе в Париже. Построенный в 1900 году, он переживал длительный упадок, который едва не закончился сносом. В 1978 году начались работы по его переоборудованию в музей. Теперь в бывшем вокзале демонстрируется более 4 тысяч произведений искусства, а музей слывет "самым прекрасным в мире".

Анна ГАРАНЕНКО


Тема дня