Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Гостиницы |Гостиницы |Гостиничные сети ищут гостей


Россия | 31 января 2005 | Недвижимость Управление Офисы

Гостиничные сети ищут гостей

В ближайшие три-четыре года российский гостиничный рынок ожидает всплеск активности. Уже сегодня в ряде регионов гостиничный бизнес развивается более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости. Наибольшая активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, ряде городов-миллионников, а также в Краснодарском крае. Однако в скором времени интерес к гостиничному строительству появится и в других регионах.

Остановиться негде

Об интересе к гостиничному бизнесу заявляют помимо крупных международных сетей и российские компании, часть из которых таким образом стремится диверсифицировать свой бизнес. Например, в развитие одного из самых известных российских курортов – "Красной поляны"– инвестируют средства "Газпром" и "Интеррос". А компания "Русские отели", входящая в состав холдинга "Базовый элемент", не так давно заявила о намерении построить в Новосибирске гостиницу, управлять которой станет южноафриканский оператор Protea.

Впрочем, особый интерес сейчас представляет московский рынок: по оценке экспертов компании Hotel Consulting and Development Group, здесь сейчас складывается исключительно благоприятная ситуация для вхождения на рынок новых игроков. В столице сегодня самый высокий среди европейских стран уровень максимальной первоначальной доходности гостиниц – 13,6%. Однако многое зависит от политики местных властей: желание одним махом избавиться от устаревшего номерного фонда уже сейчас приводит к возникновению дефицита номеров и удорожанию размещения в действующих гостиницах.

Совершенно иная ситуация складывается в российских регионах. В отличие от рынка Москвы там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. Причем в регионах, где размещается бизнес крупных предприятий, гостиницы растут как грибы после дождя. В одном только Ханты-Мансийске на 50 тыс. жителей приходится свыше десяти отелей.

Эксперты в сфере гостиничного строительства отмечают, что сегодня региональные рынки достигают той точки развития, когда становятся интересны международным компаниям. "Сейчас Екатеринбург – третья столица по количеству сетевых гостиниц,– утверждает заместитель генерального директора компании Hotel Consulting and Development Group Марина Смирнова.– Там представлены Accor, Protea, SAS Rezidor. Активность на рынке отмечается в Нижнем Новгороде, где работает Park Inn, в Калининграде, Астрахани, Воронеже, Липецке, Казани. Но далеко не каждый региональный рынок способен генерировать спрос на гостиницы, находящиеся в управлении международных сетей. Поэтому они предпочитают концентрироваться в городах-миллионниках, где есть большой туристический поток".

В то же время есть рынки, которые для международных сетей не представляют интереса, зато привлекательны для местных игроков. Прежде всего это Приэльбрусье. Речь идет об объектах среднего класса с небольшой вместимостью. Правда, тут есть своя особенность: зачастую, по словам Марины Смирновой, мини-гостиницы сложно назвать таковыми – из-за низкого качества обслуживания.

Место вложения

В складывающихся условиях, по мнению Марины Смирновой, только масштабные проекты могут дать сопоставимую с вложениями прибыль и генерировать объемы. Но достигается это не одним десятком проектов, что в принципе демонстрирует Краснодарский край. Несколько лет назад здесь была утверждена "Градостроительная концепция размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи". Сейчас в рамках этой программы идет реструктуризация гостиничной инфраструктуры курортного города. В частности, реконструируются гостиница "Чайка" – ее заменит многофункциональный центр "Чайка Плаза", а затем и гостиница "Москва", которая сменит название на "Сочи Плаза". Оба эти проекта реализует компания "Юмако" (в Москве она владеет небольшой гостиницей "Катерина".– "Ъ-Дом"). А в этом году управляющая компания "Новая площадь", входящая в группу компаний VMP Corp., приступит к реализации проектов по строительству гостиничных комплексов в Красной Поляне и Лазаревском районе города Сочи.

К горнолыжному курорту "Красная поляна" интерес проявили едва ли не все крупнейшие отечественные крупные компании. "Активную работу на нем ведут `Интеко`, `Интеррос`, `Газпром` и другие,– рассказывает генеральный директор компании `АСТА Элит` Андрей Морозов.– Компания по девелопменту горнолыжного курорта `Роза Хутор`, принадлежащая холдинговой компании `Интеррос`, признана победителем в конкурсе на получение прав долгосрочной аренды земельных участков Сочинского национального парка. Планируемый объем инвестиций в развитие курорта `Красная поляна` составит около $100 млн".

Результаты такой активности инвесторов не заставили себя ждать: по данным "АСТА Элит", стоимость земли в районе "Красной поляны" за период с 1998 по 2004 год выросла в 12-15 раз и достигает $18 тыс. за сотку. Только газификация горнолыжного курорта подняла цены на землю в полтора-два раза. В это же время стоимость земли в престижных районах Большого Сочи выросли в четыре-пять раз.

Гостиницы завтрашнего дня

Очевидно, что Россия – огромный рынок, который только предстоит заполнить гостиницами. Однако многое в данном вопросе зависит от внутренней политики и активности отечественных инвесторов и девелоперов. "Многие западные гостиничные операторы неоднократно заявляли о своем желании инвестировать в строительство гостиниц на территории России,– рассказывает глава группы компаний `Юмако` Тимофей Лесин.– Представители группы Accor неоднократно делали подобные заявления, компания SAS Rezidor в прошлом году объявляла о своем намерении построить в России как минимум 50 отелей. Но западные операторы придут позже, когда в России сформируются национальные сети отелей, которые можно будет впоследствии выкупить".

По мнению Тимофея Лесина, на фоне активного развития туризма можно ожидать увеличения вливаний в гостиничный бизнес в ближайшие три-четыре года. И в первую очередь это будет касаться регионов, обладающих туристическими возможностями, и курортных зон, а также крупных промышленных центров, гостиничный фонд которых в своем подавляющем большинстве морально и физически изношен.

АННА ИВАНОВА


Тема дня