“Шереметьево” пора продавать
Отчаявшись навести порядок в “Шереметьево”, Минтранс и Минэкономразвития предлагают его приватизировать. Эксперты полагают, что правительство может выручить $150-200 млн, но инвесторы не верят, что государство отдаст в частные руки крупнейший аэропорт страны.
Идея продать “Шереметьево” овладела умами федеральных чиновников в прошлом году. Акции аэропорта предлагалось включить в программу приватизации на 2005 г., рассказали “Ведомостям” два сотрудника администрации президента и чиновник Росимущества.
Государству необходимо продать “Шереметьево” как можно скорее, объясняет директор департамента имущества Минэкономразвития Игорь Гречухин. Аэропорту нужно развиваться и для этого в “Шереметьево” должна прийти “не управляющая компания, а инвестор”, объясняет он. Аэропорт должен “стать частным”, соглашается начальник управления приватизации Росимущества Иван Аксенов. По его мнению, это всего лишь вопрос времени.
Построенный к московской олимпиаде международный терминал “Шереметьево” часто называют главным барьером для иностранных инвестиций в Россию. “Ситуация в аэропорту достаточно критическая”, — еще три года назад заявлял министр экономического развития Герман Греф. Все усилия навести там порядок к успеху не привели. Три года назад спасать ситуацию был призван экс-глава Госкомимущества Сергей Беляев, который был уволен через полгода за провал реконструкции аэропорта. Потом правительство попыталось найти аэропорту управляющую компанию. Но выигравшая тендер “Альфа-Шереметьево” так и не была утверждена новым премьером Михаилом Фрадковым в этом качестве.
В июле прошлого года Владимир Путин внес “Шереметьево” в список стратегических предприятий, запрещенных к приватизации. Но чиновников это не останавливает. По словам Аксенова, в октябре его ведомство с подачи Минтранса предложило исключить “Шереметьево” из списка стратегических. Поправки в этот список были направлены на согласование в правительство и администрацию президента.
Кремль отправил проект поправок на доработку, рассказывает сотрудник администрации. Впрочем, принципиальных возражений против идеи приватизировать “Шереметьево” у администрации нет, говорит чиновник.
Тем временем чиновники уже пытаются оценить стоимость аэропорта. Еще три месяца назад Росимущество поручило компании IB Consult провести оценку “Шереметьево”. “Мы можем завершить работу через месяц-два”, — обещает заместитель гендиректора IB Consult Владимир Крайнюченко.
В Росимуществе отрицают, что “Шереметьево” оценивают для продажи. “Мы хотим знать, сколько стоит этот актив, и поставить менеджменту цель управлять им так, чтобы он стоил дороже”, — говорит начальник управления Росимущества Глеб Никитин. Впрочем, чиновник Минтранса говорит, что по итогам оценки госпакет “Шереметьево” может быть включен в программу приватизации на 2006 г.
За “Шереметьево” государство может выручить не менее $150 млн, полагает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. А сотрудник одной из компаний, занимающейся управлением аэропортами, считает, что если конкуренция на торгах будет острой, государство сможет выручить $200 млн.
Приватизация “Шереметьево” может вызвать ажиотаж среди финансово-промышленных групп, думает Рыбак. По его мнению, на аэропорт могут претендовать Национальная резервная корпорация, “Альфа-Эко”, АФК “Система”, “Ренова” и “Базовый элемент”. Те, впрочем, не спешат признаваться в интересе к “Шереметьево”. В “Базэле”, НРК, и “Альфа-групп” “Ведомостям” заявили, что этот актив им уже не интересен. Представитель “Системы” Андрей Рябинников говорит, что его компания сейчас “не рассматривает такой возможности”. “Все разговоры о том, что "Шереметьево" может быть приватизировано, ничего, кроме улыбки, не вызывают”, — говорит исполнительный директор “Ренова-Проект” Алексей Бельтюков. Лишь представитель немецкой Fraport, управляющей крупнейшим в Европе аэропортом Франкфурта, Клаус Буш не исключил возможности появления своей компании на этих торгах.