Гавань пяти морей
За последние два-три года количество частных яхт и катеров на подмосковных водохранилищах практически удвоилось. Сейчас основной флот, не считая небольших судов (меньше 7 м), составляет 1,3–1,5 тыс. единиц. Большая их часть располагается на Клязьминском водохранилище и прилегающих к нему акваториях.
Чтобы разместить такое количество яхт, потребовалось значительно расширить уже существовавшие яхт-клубы, или марины. Сейчас во всем Подмосковье их насчитывается приблизительно 35, еще около десяти будут построены в ближайшее время. Интересно, что за возможность ходить по сравнительно небольшим подмосковным акваториям владельцы яхт готовы платить больше, чем стоит такая услуга в зарубежных морских маринах.
Эволюция столичного яхтинга Исторически в Московской области наиболее популярны были парусные яхты. В 1928 году на Москве-реке начали активно действовать два клуба - «Стрелка» и «Автодор». Тогда и были проведены первые парусные гонки. Спустя восемь лет, в 1936 году, была образована Федерация парусного спорта СССР. В это же время шло превращение Москвы в «порт пяти морей», когда строился знаменитый канал Москва-Волга.
А на берегах образовавшегося Клязьминского водохранилища началось строительство первых яхт-клубов. Обычно при столичных вузах создавались клубы, которым выделялась земля, и дальше они развивались как спортивные секции. Также землю под эти цели получали профкомы предприятий и министерств.
Значительно пополнились столичные яхт-клубы после договора между СССР и Польшей в рамках СЭВ. В середине 70-х и начале 80-х годов восточный сосед поставил в СССР около 1 тыс. парусных яхт, поступивших на баланс яхт-клубов. Именно в это время произошел всплеск интереса к яхтингу со стороны студентов, так как появилась возможность освоить современные гоночные яхты, оснащенные моторами Volvo Penta. В это же время из Подмосковья стали выходить через Волгу до Онежского озера, далее - до Ладожского и в Белое море.
К началу 1990-х уже сформировавшиеся яхт-клубы из-за общей экономической ситуации стали разваливаться. Многие яхты были приватизированы. Также переводились в частную собственность и сами клубы. К 1995 году многие из них уже были переоформлены на частные компании, которые заключали с государственными структурами договоры аренды на землю и строения.
Примерно в это же время частные предприниматели начали ставить эксперимент с поставкой зарубежных яхт, которые своим уровнем комфорта сразу же завоевали столичную элиту. Начались их массовые поставки. Новые руководители яхт-клубов, почувствовав возможные выгоды от стоянки яхт, приступили к вытеснению еще оставшихся профсоюзных клубов.
Так, объединяющий несколько вузов яхт-клуб «Буревестник» на Клязьминском водохранилище был постепенно перестроен, и старые владельцы вытеснены. Сейчас он является самым дорогим клубом в Подмосковье, где стоят яхты стоимостью более $1 млн.
Профком Минэкономразвития, которому принадлежала земля и несколько ангаров на берегу Пироговского водохранилища, также был вынужден практически полностью отдать свои владения: сейчас на этом месте выстроен амбициозный клуб «Галс», где собирается столичный бомонд.
Современные особенности После 2000 года каждый сезон на подмосковных водохранилищах флот катеров и моторных яхт, превышающих 10 м, увеличивается на 10–20%. Cреди столичной элиты стало модно иметь собственную яхту, основной спрос сосредоточен в ценовой категории $0,7-$1 млн. Этот потолок мог быть и выше, но размеры подмосковных акваторий не позволяют покупать океанские катера и яхты, которые бывают более 70 м.
Цена яхты повышается в основном за счет внутреннего убранства. Например, салоны некоторых яхт отделывают под старину, в других даже устанавливают джакузи.
В отличие от зарубежных марин, в которых развита клубная система, в подмосковных яхт-клубах распространена практика, когда владелец снимает только стояночное место и не участвует в общих делах клуба.
При этом, например, содержание яхты в Англии традиционно считалось признаком большого достатка. Однако когда мировой яхтинг стал массовым, не столь зажиточные владельцы судов пытались хотя бы частично покрыть расходы на их содержание. Речь идет о сдаче яхт в аренду или участии в разного рода соревнованиях под эгидой спонсора.
В России подобное понимание темы только-только приходит. Но то, что это будет массово распространено в Подмосковье среди владельцев дорогих катеров, вызывает большие сомнения, так как яхта для столичной элиты прежде всего имидж, который не сдается.
Годовое обслуживание яхты составляет примерно 10% от изначальной стоимости судна. К примеру, стоянка (или просто муринг - трос, за который цепляется яхта во время стоянки) в европейском порту стоит от 1,5 тыс. до 7 тыс. евро в год за каждые 10 м судна.
В России в престижных яхт-клубах расценки на муринг примерно такие же. Но владельцы суперъяхт часто отвозят свои дорогие плавсредства в более южные страны, часть хранится в теплых эллингах.
Устройство яхт-клубов
Сейчас большинство старых клубов уже превратились в относительно современные марины. Наиболее престижными считаются «Буревестник», «Спартак», «Нептун», «Аврора», «Водник», «Труд», «Галс». Больше всего парусников в яхт-клубе «Ореховая бухта» (яхт-клуб МГУ). К «эконом-классу» относятся «Химик», «Чайка», «Ниопик», «Маяк» и несколько других, но и здесь все места могут быть уже заняты. По словам Александра Маркарова, командора клуба «Аврора» и президента группы компаний «Мореман», практически все марины в московском регионе арендуют землю у государства. При этом арендная плата постоянно увеличивается. В частности, в текущем году она увеличилась до коэффициента 4,2 к земельному налогу, который составляет 40 руб. за квадратный метр.
Как считает Маркаров, многие яхт-клубы просто сводят концы с концами. «В текущем сезоне мы вынуждены поднять цену за стоянку до 2,5 тыс. руб. за погонный метр судна в месяц»,- говорит Маркаров. По его словам, в прошлом году большинство продвинутых клубов брали около $2 за погонный метр плавсредства в сутки. Исключением был «Буревестник», где эта сумма равнялась $5 в сутки. По мнению Алексея Ушакова, председателя совета директоров НП «Российский океанско-парусный клуб» (РОПК), во всем мире марины не являются средством зарабатывания денег, а, скорее, способствуют имиджу того или иного инвестора. «Клубы московского региона уже давно стремятся только заработать, а клубный стиль при этом пропадает. Например, еще три года назад я увел в Тверь свою парусную яхту из клуба „Труд” именно по этой причине»,- говорит Ушаков.
Впрочем, у многих владельцев моторных яхт нет выбора - они практически вынуждены стоять недалеко от Москвы. Большие яхты выходят на акваторию не так часто, иногда не больше пяти раз за сезон, но используются как «дачи» и место для встречи с друзьями - которые в Тверь могут просто не поехать.
Кроме того, некоторые владельцы плавсредств иногда предпочитают использовать их как передвижной офис, где заключаются договоры, обсуждаются дела и даже визируются контракты. А, например, Алексей Шепель, глава девелоперской компании «С-холдинг» на своей яхте «Азимут 50» в этом году собирается объезжать по Волге те объекты, которые строит его компания.
Земля под яхт-клуб
Несмотря на все сложности с получением земли в Подмосковье, сейчас ведется строительство сразу нескольких яхт-клубов, например рядом с Ореховой бухтой. Также некоторые компании ведут строительство коттеджных поселков на берегу водохранилищ, в которых будут размещены собственные марины. Это «Зеленый мыс» и «Лазурный берег» на Пестовском водохранилище, «Аврора» на левом берегу Хлебниковского затона.
По словам Марины Маркаровой, управляющего директора компании Blackwood, для заключения договора аренды земли в Подмосковье должно выйти соответствующее постановление правительства Московской области, которое, в свою очередь, принимается на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования «О предварительном согласовании места размещения яхт-клуба». Согласно этому постановлению, с арендатором заключается соответствующий договор.
Для Москвы процедура примерно идентичная, но более долгая. Поскольку яхт-клуб является достаточно специфичным объектом, то для его функционирования нужно получить большое количество различных согласований, в частности с Москомприродой/Мособлкомприродой, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора региона, транспортной инспекцией, государственным предприятием «Канал имени Москвы», главами городов и районов Московской области, на территории которых находятся акватории рек, водохранилищ и прибрежные территории, и т. д.
ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ