«Бородино» променяла напитки на офисы
Впервые в Москве пищевой комбинат решил в целях диверсификации бизнеса развивать и девелоперскую деятельность. Группа компаний «Бородино» вывела принадлежащий ей комбинат с Русаковской улицы в подмосковные Мытищи, а на освободившейся площадке построит многофункциональный комплекс площадью 70 тыс. кв. м. Эксперты не исключают, что примеру «Бородино» последуют и другие представители пищевого бизнеса.
Группа компаний «Бородино» завершила вывод в Мытищи с Русаковской улицы, вл. 13 (Северо-Восточный округ) завода безалкогольных напитков. На освободившейся площадке в 4,5 га появится 17-этажный бизнес-центр класса А общей площадью 33 тыс. кв. м, гостиница и еще ряд строений. При этом «Бородино» станет инвестором, генподрядчиком и застройщиком проекта.
Это первый случай в Москве, когда пищевой комбинат таким образом диверсифицирует свой бизнес. По словам Михаила Геца, руководителя департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, ведущей в качестве консультанта этот проект, безусловным плюсом для комплекса на Русаковской является еще и обширная прилегающая к бизнес-центру территория в 28 тыс. кв. м. «Кроме того, в районе Сокольники современных бизнес-центров нет, тогда как спрос на такую недвижимость весьма высок. Именно поэтому „Бородино” и приняла решение построить на этой площадке именно бизнес-центр»,- поясняет он.
Однако кроме офисного центра на Русаковской, 13 появится еще и гостиница. По словам Анны Вахнеевой, PR-менеджера группы «Бородино», ее площадь составит 15 тыс. кв. м и в ней разместится 150 номеров. «Это будет отель „три звезды плюс”. Уже есть и оператор отеля - „Хоспиталити Менеджмент Групп”, управляющая гостиницами „Катерина” и „Татьяна”»,- говорит она.
Как утверждают эксперты и рынка недвижимости, и пищевого рынка, это первый случай такой диверсификации бизнеса в сфере продуктов питания. Президент компании «Ледово» Надежда Болотова говорит, что это хороший эксперимент. «Производство не обязательно иметь в Сокольниках, а офисный центр в таком районе может принести хорошую прибыль. Это более качественное использование ресурсов, которые им принадлежат»,- уверена Болотова. Кроме того, вложения в недвижимость явно более выгодный бизнес, чем производство продуктов питания. Роман Чепцов, директор по развитию ABN Realty, говорит, что рентабельность девелоперских проектов в сегменте коммерческой недвижимости составляет не менее 20–25%. А в московской пищевой промышленности, по словам Андрея Хижняка, директора по маркетингу комбината «Микоян», только 5–10%.
С этой оценкой согласен и девелопер проекта. Группа компаний «Бородино», по информации Анны Вахнеевой, затратила на вывод предприятия с Русаковской улицы $10–12 млн, а на строительство комплекса будут привлечены кредиты Сбербанка и Среднерусского банка. «Но даже с учетом этих затрат, по нашим подсчетам, рентабельность проекта не опустится ниже 16%»,- говорит она.
Как предполагают эксперты, переход производственников в девелоперы со временем станет массовым явлением. Например, Михаил Гец утверждает, что собственникам предприятий, имеющим землю в долгосрочной аренде и одновременно финансовый ресурс, выгодно и перспективно осуществлять девелоперские проекты. «В дальнейшем построенную недвижимость можно заложить в банк для получения выгодного долгосрочного кредита, а также зарабатывать на аренде не менее 15%»,- говорит он. По словам Романа Чепцова, первые примеры такой диверсификации уже есть. «ОАО „Святогор” сейчас перепрофилирует свой завод на Летниковской улице. В будущем здесь появится офисный центр площадью 10 тыс. кв. м»,- добавляет он. По его словам, низкорентабельные отрасли московской промышленности, в том числе и пищевую, ждет именно такая судьба.
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА