Цвет:0abc



Россия | 08 июня 2005 | Недвижимость

«Евроцемент» убирает дилеров

Лидер российского цементного рынка «Евроцемент груп» резко сокращает число дилеров - с двухсот до десяти-двадцати. Таким образом компания рассчитывает остановить резкий рост цен на цемент, которым уже заинтересовались контролирующие органы.

«Мы зарегистрировали филиалы „Евроцемента” в Краснодарском крае, Ростовской области, Северном Кавказе, Тюмени, Урале, Западносибирском регионе, ранее товарные потоки в эти регионы обеспечивали дилеры»,- говорит президент «Евроцемента» Михаил Скороход. Он прогнозирует, что к середине 2006 года у «Евроцемента» останется 5–10% от нынешнего количества дилеров. Их точное число Скороход не назвал, однако, по данным компании «Цемторг», сейчас поставками цемента занимается около двухсот фирм. Большая часть из них работает с «Евроцементом».

Скороход уверяет, что заняться дилерской «зачисткой» компанию вынудило сокращение доходов. «По данным Росстата, в 2004 году тонна цемента на свободном рынке стоила 1,6 тыс. руб., у производителей - 1,2 тыс. руб., то есть порядка $15–20 за тонну приходится на посредническую маржу»,- поясняет он. Исходя из этих данных недополученная прибыль «Евроцемента» составила около 4 млрд руб. (в 2004 году компания произвела 9,6 млн тонн).

Скороход говорит, что большая часть «недополученных» средств досталась строительным компаниям. «По нашим данным, все крупные стройкомпании обзавелись „дочками” - поставщиками цемента для „матерей”, которые покупали цемент по одной цене, а поставляли на стройки по другой»,- уверяет Скороход. Вырученные от прямых продаж средства «Евроцемент» планирует вложить в модернизацию своих заводов и строительство двух новых фабрик суммарной мощностью 3 млн тонн ежегодно (в прошлом году компания выпустила 9,6 млн тонн).

Напомним, после покупки цементных активов «Интеко» «Евроцемент» стал крупнейшим игроком на российском рынке с долей в 39%. Практически сразу компания начала работать над увеличением собственных доходов - активы «Интеко» обошлись ей, по оценкам экспертов, в $800 млн. С начала апреля 2005 года «Евроцемент» перевел всех дилеров на 100-процентную предоплату, а в мае компания объявила о повышении цен на 20% - впрочем, участники рынка утверждали, что в действительности они выросли на 60–70%. 15 мая Федеральная антимонопольная служба начала расследование действий «Евроцемента», заподозрив компанию в нарушении закона «О конкуренции». По мнению аналитика «Эксперт РА» Александра Воронина, планы «Евроцемента» по сокращению количества дилеров являются попыткой компании взять под контроль стремительный рост цен на цемент, чтобы избежать претензий ФАС.

Опыт участников рынка свидетельствует об успешности этой стратегии. «Недавно мы также сократили дилерскую сеть с пятнадцати до двух компаний, что позволило нам следить за ценами и увеличить собственные доходы за счет уменьшения скидок»,- говорит и. о. гендиректора Новотроицкого цементного завода Василий Коробкин. Пресс-секретарь инвестиционно-строительной компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов считает, что планы «Евроцемента» осуществимы: «Чтобы управлять ценами на рынке, необходимо контролировать не только производство, но и сбыт. Учитывая, что „Евроцемент” контролирует около 40% производства цемента в стране, успешно работающую дилерскую сеть создать несложно».

Гендиректор «АМК Гарант» (дилер «Евроцемента») Михаил Филатов рассчитывает, что действия «Евроцемента» «придают дилерскому рынку цемента цивилизованный вид». С ним соглашается гендиректор девелоперской компании «Декра» Тигран Алексанян: «После ликвидации посредников цены на цемент вряд ли сильно вырастут, этот ход только улучшит ситуацию на рынке - чем меньше посредников, тем лучше». Александр Воронин считает, что небольшие дилеры «станут субдилерами крупных или переориентируются на других поставщиков». По данным «Цемторга», после введения предоплаты за цемент уже около 40% операторов начали работать с другими поставщиками - Новороссийским и Мордовским цементными заводами.

ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА НАДЕЖДА РУСИНА


Тема дня