«Технониколь» экспортирует кровлю в Польшу - Российский производитель стройматериалов вышел на европейский рынок
Крупный производитель кровли и теплоизоляционных материалов холдинг «Технониколь» выходит на европейский рынок. Компания открыла представительство в Польше и планирует продавать там рулонную кровлю. Участники рынка считают, что это почти вынужденный шаг: бедный российский потребитель не готов пока покупать высокотехнологичный продукт «Технониколя» - по крайней мере, в достаточных для быстрой окупаемости вложений масштабах.
Впервые о планах по выходу на европейские рынки «Технониколь» объявил в конце 2004 года. Тогда топ-менеджеры холдинга объясняли интерес к европейскому рынку теплоизоляции его размером: в 2004 году - около 1 млрд евро.
Вчера «Технониколь» открыл офис в Польше, сообщил директор по экспорту холдинга Юрий Горелов. «Представительство в Польше - шаг к реализации стратегической цели холдинга войти в тройку европейских лидеров в сегменте материалов для кровли и гидроизоляции»,- заявил Горелов.
Холдинг будет продавать в Польше рулонную кровлю (гибкая черепица). Поставки начались еще в апреле 2005 года, а в начале июня была зарегистрирована компания Technonicol Polska, добавил Горелов. Продвижением российской кровли в Польше займется семь местных дистрибуторских компаний. Горелов сообщает, что к концу 2005 года «Технониколь» займет 3% от общего объема рынка Польши, продажи достигнут $1,5 млн. В компании «Мягкая кровля» весь рынок оценивают в $50 млн.
Также «Технониколь» планирует выйти на рынок Словакии: уже подписан дистрибуторский контракт с компанией Iteco Ltd.
По расчетам специалистов, экспансия на европейские рынки позволит увеличить суммарную долю экспорта до 35% от общего объема продаж холдинга. «„Технониколь” вкладывает в инновации, например в ту же рулонную кровлю, значительные средства, а покупатель в России беден, поэтому сроки возврата инвестиций достаточно длинны,- поясняет аналитики „Эксперт РА” Александр Воронин.- А на Западе российская высококачественная продукция пользуется спросом из-за низкой цены и высокого качества». Воронин считает, что Польша станет для «Технониколя» «тем буфером, за счет которого можно наладить внешний сбыт, пока он не так велик внутри России».
Участники рынка также полагают, что интерес компании к европейским рынкам вызван насыщением российского. По словам директора по экономике и финансам Рязанского картонно-рубероидного завода Вячеслава Соколова, объем рынка в 2004 году приблизился к 230 млн кв. м. «Поскольку российская продукция дешевле европейской на 5–10%, „Технониколь” сможет продавать излишки Европе, заняв небольшие доли на местных рынках»,- уверен он.
Попросивший об анонимности менеджер завода «Люберит» называет еще одну причину - существенный рост спроса на инновационные кровельные материалы в Европе. По его данным, этот рынок прибавляет по 10–15% ежегодно. «Главный козырь „Технониколя” в этой ситуации - низкие цены»,- уверен собеседник «Бизнеса».
Другой точки зрения придерживается президент украинской дистрибуторской компании «Ависта» Андрей Оноприенко. Он утверждает, что европейский, в частности польский рынок не готов покупать инновационную кровлю в больших количествах: «80% польского рынка кровли занимает металлочерепица, в первую очередь благодаря активным действиям польских производителей»,- говорит Оноприенко.
ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА