Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Склады |Промышленная недвижимость |Производители не успели за элитным строительством


Россия | 17 июня 2005 | Недвижимость Транспорт

Производители не успели за элитным строительством

Импорт премиального кирпича растет на 50–100% в год

С ростом элитного строительства увеличился спрос на облицовочный кирпич, который ранее в России не производился. Сегодня потребности строителей, увеличивающиеся каждый год на 50–100%, закрывают импортеры. Однако в этом сегменте активно идет процесс импортозамещения: уже в нынешнем году на рынок начали выходить отечественные производители, а в следующем начнут работу заводы западных корпораций.

Стремительный рост импорта кирпича начался в 2003 году: по данным Федеральной таможенной службы, он увеличился на 50% и составил 23,5 млн штук, в 2004 году импорт вырос почти на 100% - до 43 млн штук.

В целом доля импорта несущественна - общий объем российского кирпичного рынка составляет 11,2 млрд штук. Однако в некоторых регионах или рыночных нишах импорт тем не менее доминирует.

Скажем, в Забайкалье покупают китайский кирпич. По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», 50% от общего объема импортных поставок приходится на Китай, который экспортирует кирпичи на Дальний Восток, куда не могут добраться российские производители. «Если возить кирпичи из Центральной России, они станут золотыми: пошлина на ввоз составляет 20 евро с тысячи штук, перевозка поднимает стоимость одного кирпича в 1,5 раза»,- объясняет аналитик агентства Александр Воронин.

Вторая половина приходится на дорогой кирпич, который поставляют в европейскую часть страны - прежде всего в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. «Облицовочный премиум-кирпич используется в элитном строительстве»,- говорит гендиректор компании Stone Group (дистрибутор кирпича) Кирилл Акифьев. По его словам, импорт 20 млн штук позволяет европейским производителям контролировать этот сегмент практически полностью (Stone Group оценивает его в 0,8–1 млрд руб.). По данным его компании, крупнейшие страны-импортеры элитного кирпича в Россию - Эстония (до 7 млн штук ежегодно), Корея (3 млн), Германия (2,4 млн).

По данным НПО «Керамика» (крупный производитель кирпича), до недавнего времени премиум-кирпич в России не производился вообще. «Ранее выпуск элитного кирпича был невыгоден промышленникам: большинство керамических заводов ориентировались на выпуск дешевого кирпича для жилья эконом-класса»,- поясняет пресс-секретарь компании «Керамика» Алексей Онищенко.

Впрочем, директор по продажам «Кудиновского комбината» Антон Мухин уверен, что основные производители российского облицовочного кирпича - московский «Голицынский керамический завод», петербургское НПО «Керамика» и нижегородская «Керма» - раньше и не могли его выпускать по техническим причинам. Между тем строители элитных комплексов все больше нуждались в прочном, легком кирпиче разнообразных расцветок. До середины 2005 года их потребности закрывали импортеры.

О запуске премиум-продукции компании задумались только в 2005 году. По словам Онищенко, в апреле 2005 года «Керамика» выпустила линейку кирпичей категории люкс RAUF. До конца года компания планирует продать 30 млн штук новой продукции, к концу лета «Керамика» расширит цветовую гамму кирпичей. Аналогичные планы вынашивает и другой крупный игрок - «Керма». На «Голицынском керамическом заводе» сообщили, что компания планирует модернизировать производство, однако от подробностей отказались.

Однако вскоре конкурировать этим фирмам придется уже не с импортом. Западные игроки начинают строить в России собственные предприятия. В частности, в 2006 году запустит производство облицовочного кирпича мощностью 120 млн штук австрийский концерн «Винербергер».

«Места на рынке хватит всем»

Вслед за крупными производителями кирпича в премиум-сегмент устремились и более мелкие компании. Директор по продажам Кудиновского комбината Антон Мухачев рассказал корреспонденту «Бизнеса» Екатерине Колесниковой, что компания рассчитывает занять приличную долю на этом рынке, так как у крупных игроков либо устаревшее оборудование, либо плохое сырье.

- Почему сегодня в премиум-сегменте работают только западные компании? - Причина одна: низкое качество и высокая цена отечественной продукции. К тому же у западных компаний шире ассортимент цвета и фактуры.

Ранее российские компании не интересовались элитной продукцией: жилье высшей ценовой категории у нас не строят так активно, как на Западе. Теперь ситуация изменилась.

Однако два главных игрока на рынке облицовочного кирпича выдают за высший класс продукцию среднего качества. Из-за устаревшего оборудования кирпич Голицынского керамического завода получается хрупким. У петербургской «Керамики», напротив, оборудование европейское, но они работают с недостаточно хорошей местной глиной. Продукция нижегородской «Кермы» мне не знакома. Фактически сегодня заполнен средний ценовой сегмент, а элитного российского производства кирпича нет.

Поэтому мы собираемся выйти в сегмент премиум и начали работы по модернизации и расширению нашего производства.

- Вскоре вам и другим российским производителям придется соперничать не только с импортом. Западные компании собираются переносить производство в Россию. Не боитесь ли вы не выдержать с ними конкуренции?

- Действительно, помимо австрийского концерна «Винербергер», российским рынком интересуется немецкая строительная фирма IGM d.d. Lepoglava. Они собираются восстанавливать кирпичное производство на предприятии «Оренбургстройматериалы». Немецкие строители собираются выпускать до 40 млн кирпичей в год. Однако рынок элитного кирпича стремительно растет, и места на нем хватит всем.

- Пока доля иностранных производителей элитного кирпича сильно перевешивает. Могут ли иностранцы добиться успеха в нижних сегментах рынка?

- Это маловероятно. Во-первых, сегменты эконом- и среднего класса уже сформированы. Новичкам будет не под силу конкурировать с действующими игроками, в первую очередь из-за высокой стоимости перевозок. Кирпич не принято возить дальше 100 км, слишком дорого.


Тема дня