"Детский мир" купил двойника-конкурента
Принадлежащая АФК "Система" сеть магазинов "Детский мир" избавилась от самого агрессивного соперника на рынке детских товаров. Как стало известно Ъ, она купила сеть магазинов "Чудо-остров", которая несколько лет добивалась аннулирования исключительного права "Детского мира" на известную с советских времен торговую марку.
Группа компаний "Детский мир" управляет сетью из 17 магазинов детских товаров в Москве (включая "Детский мир" на Лубянской площади), Санкт-Петербурге, Орле, Тамбове, Ярославле и Нижнем Новгороде. Оборот в 2004 году составил $98 млн. В рейтинге Ъ "Тор-50 крупнейших ритейлеров" ОАО занимает 38-е место. Основным акционером ОАО "Детский мир" является АФК "Система" (70,53% акций).
ЗАО "Чудо-остров" основано в 1992 году; управляло семью магазинами в Москве, Санкт-Петербурге и Рязани. По экспертным оценкам, оборот сети в 2004 году составил около $8 млн.
Информация о сделке появилась на днях. По словам источников Ъ, близких к сделке, группа "Детский мир" купила у "Чудо-острова" все семь магазинов – по одному в Москве и Рязани и пять в Санкт-Петербурге.
Представители обеих компаний пока отказались от комментариев, ссылаясь на то, что совместное заявление ритейлеров будет сделано на этой неделе. Впрочем, фактов, подтверждающих сделку, и так достаточно. На днях на официальном сайте "Детского мира" появилась информация об открытии нового магазина сети у станции метро "Бабушкинская". А до последнего времени этим магазином управляло ЗАО "Чудо-остров". В офисе ЗАО "Чудо-остров-Нева", дочерней компании "Чудо-острова" в Петербурге, корреспонденту Ъ вчера заявили: "Сотрудникам уже объявили, что теперь мы собственность ЗАО `Детский мир-Северо-Запад` (дочерняя компания ОАО `Детский мир-Центр`.–Ъ), но их представители у нас еще не появлялись".
По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить $4-4,5 млн. Для "Детского мира" это первая сделка такого масштаба. Дмитрий Куприянов, гендиректор ИК "Базис" (занимается развитием сети детских магазинов "Банана-мама"), считает сделку весьма удачной. "На Москву приходится лишь одна пятая всего `детского` рынка России, значит, необходимо искать другие рынки. Мелким компаниям это тяжело делать: региональные проекты очень дороги. Для `Детского мира` это находка – увеличение числа региональных магазинов на 30% за счет покупки компании, которая им хорошо знакома".
По данным агентства Step by step, объем российского рынка товаров для детей составляет около $6 млрд, из которых около $1,3 млрд приходится на Москву. Около 60% продаж этих товаров приходится на рынки, 10% – на мелкие магазины, 30% – на специализированную розницу.
Впрочем, эта сделка любопытна не только как первый опыт покупки одного ритейлера, торгующего детскими товарами. "Детский мир" купил сеть, которая претендовала на права на его знаменитый еще со времен СССР брэнд. В 2002 году владелец "Чудо-острова" Сергей Киселев, до этого возглавлявший "Детский мир" на Лубянской площади, создал ЗАО "Розничная сеть Торговый дом `Детский мир`". Компания объявила, что будет создавать собственную сеть магазинов "Детский мир". ЗАО обратилось в Роспатент с просьбой аннулировать исключительное право "Детского мира", принадлежащего "Системе", на этот торговый знак. Тяжба за знаменитый советский брэнд длилась более года. Спор закончился осенью 2003 года: команда альтернативного "Детского мира" заявила об отказе от притязаний на марку.
Продажу господином Киселевым своего проекта оппоненту участники рынка расценили как закономерный финал давнего спора. "Про `Чудо-остров` уже больше года ничего не было слышно",– подтверждает Владимир Яковлев, директор по маркетингу компании Sak 2000 (поставщика игрушек). "`Чудо-остров` так и не смог стать известным брэндом и крупным бизнесом. А на сложном `детском` рынке в России успешны только крупные ритейлеры. Из середнячков же как минимум 30% работают на грани рентабельности",– говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
Сергей Канунников