Окна - к лифтам
Как стало известно «Бизнесу», Олег Дерипаска в ходе экспансии на столичный строительный рынок уже приобрел два крупных сопутствующих бизнеса. Структуры «Базового элемента» стали собственниками Карачаровского механического завода (крупнейшего поставщика лифтов в столичные новостройки) и «Моспромстройматериалов» (около 10% рынка окон).
Помимо контрольного пакета акций «Главмосстроя», «Базовый элемент» уже купил компании «Моспромстройматериалы» (МПСМ) и «Мосмонтажспецстрой» (ММСС). Сумма сделок не раскрывается. Основной актив ММСС - «Карачаровский механический завод» (КМЗ), контролирующий 90% рынка лифтов эконом-класса. Весной 2005 года КМЗ собрался и в верхний ценовой сегмент, создав СП с финским производителем лифтов Kone.
Начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова считает, что покупка КМЗ позволит «Базэлу» захватить не только 90% рынка новых лифтов, но и рынок сервиса оборудования. «В мировой практике сервис лифтов в доходах компаний-производителей занимает большую долю, чем установку»,- отмечает Наталья Одинцова.
Комментария от главного конкурента КМЗ, компании OTIS, «Бизнесу» получить не удалось. Представитель фирмы «Шиндлер-Россия» (производитель лифтов) полагает, что существенного изменения на рынке не произойдет. «Деньги просто поменяли хозяев»,- добавляет он. С ним соглашается руководитель аналитического отдела компании «Новая Площадь» Дмитрий Попов. «Смена собственника КМЗ вряд ли приведет к существенным изменениям в объеме и качестве производимой предприятием продукции»,- считает он.
В состав «Моспромстройматериалов» входит около 60 дочерних предприятий, основная специализация которых производство окон и дверей. По словам менеджера по маркетингу компании Veko (производит пвх-окна) Сергея Ельникова, МПСМ отнюдь не является монополистом на рынке. По его оценке, доля компании не превышает 10%. Однако Ельников считает, что бизнес по производству окон очень рентабелен, так как на пластиковые окна сохраняется устойчивый спрос. «С этого рынка еще никто не уходил банкротом»,- утверждает Ельников.
Директор по маркетингу компании КВЕ (производитель окон) Евгений Бадер, напротив, называет перспективы «Базэла» в новых отраслях спорными. По мнению пресс-секретаря строительной компании «СХолдинг» Оксаны Басовой, на новых рынках «Базэлу» придется конкурировать с достойными конкурентами. «В частности, мы покупаем окна у КВЕ, лифты - у группы „Подъем”»,- говорит она.
ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА МАРГАРИТА ФЕДОРОВА