«Марта» займется «модными штучками»
Холдинг нашел новое направление для вложения денег – торговлю косметикой и аксессуарами – и собирается за два года построить крупнейшую сеть в России. Холдинг «Марта» решил освоить еще одно торговое направление. Вчера компания объявила, что собирается за два года открыть по всей России двести магазинов, специализирующихся на продаже аксессуаров. Сеть будет работать под брендом Colours & Beauty, права на эту итальянскую марку «Марта» приобрела у московского франчайзи Colours & Beauty – ООО «Чажма». Аналитики неоднозначно оценивают начинания холдинга, отмечая, что, несмотря на отсутствие специализированных сетей, конкуренция на рынке аксессуаров достаточно высока. Сомнение вызывают и заявленные «Мартой» темпы развития.
Холдинг «Марта» присутствует на рынке тринадцать лет и сегодня входит в двадцатку крупнейших ритейлеров России. Основным направлением бизнеса холдинга в рознице сейчас является развитие сетей супермаркетов Billa (совместно с REWE Group) и Grossmart. Кроме того, у холдинга есть сеть по продаже отделочных материалов «Мозаика интерьеров». Оборот «Марты» в 2004 г. составил 350 млн долл. Colours & Beauty – торговая марка одноименной итальянской компании, работающей в своей стране с 1984 года. Основной акцент в ассортименте сети составляют различные аксессуары. На начало 2005 г. в Европе насчитывалось более 200 магазинов под этим брендом. На российском рынке с 2004 года и до последнего времени сеть Colours & Beauty развивала по франшизе компания «Чажма», которая за год открыла пять магазинов в Москве. Ассортимент Colours & Beauty, как сообщили в «Марте», насчитывает порядка 9 тысяч наименований, из которых около 2 тысяч – декоративная косметика, более 7 тысяч – аксессуары. Ценовая политика сети рассчитана на покупателей с доходом средним и ниже среднего.
Приобрести субфраншизу у ООО «Чажма», по словам PR-директора «Марты» Евгения Сухарникова, холдинг решил в целях дальнейшей диверсификации бизнеса. Торговлю аксессуарами в «Марте» посчитали перспективной, так как пока в России этот сегмент практически не представлен специализированными сетями. Недавно «Марта» зарегистрировала ООО «Марта-Бьюти», которое будет развивать это направление. Во сколько обошлись «Марте» права на марку Colours & Beauty, в компании не говорят. Сообщают лишь, что за два года в России «Марта» откроет двести собственных магазинов, вложив в это 20 млн долл. «Сеть розничных магазинов Colours & Beauty позиционируется в крупных торговых центрах со средним показателем проходимости 10-15 тысяч человек в день», – говорится в сообщении «Марты». К сегодняшнему дню компания уже открыла три магазина новой сети – два в Москве и один в Екатеринбурге. До конца года планируется открыть еще пятнадцать. Как заявил RBC daily Евгений Сухарников, по всем этим магазинам уже есть конкретные договоренности. А к началу 2008 г. в крупнейших городах России уже должно работать более двухсот точек Colours & Beauty. «Все магазины будут собственные», – уточнил г-н Сухарников.
Президент холдинга «Марта» Георгий Трефилов называет новое направление бизнеса весьма перспективным. «Большая емкость рынка, а также рост покупательской активности и уровня жизни горожан создает огромный потенциал для развития магазинов Colours & Beauty», – отмечает он. Быстро развить новый бизнес, как считают в «Марте», компании поможет отсутствие конкуренции и демократичная ценовая политика. Аналитики с перспективностью направления согласны. По данным ИК «ФИНАМ», емкость российского рынка косметики сейчас превышает 6,5 млрд долл., темпы роста – более 15% в год. При этом региональные рынки растут в несколько раз быстрее московского. «Сейчас в регионах активно развиваются магазины по продаже косметики и аксессуаров, – комментирует RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков. – В большинстве регионов представлены сети, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте, спрос на их ассортимент ограничен невысокой покупательной способностью населения».
Однако отсутствием конкуренции, по мнению экспертов, выбранный «Мартой» рынок не отмечен. «Аксессуары высокого качества по низким ценам сейчас очень востребованы, – отмечает руководитель проектов компании «Юнион-Стандарт Консалтинг» Кира Канаян. – Но в России сейчас присутствует большое количество аналогичных товаров из Юго-Восточной Азии, к тому же аксессуары как сопутствующие товары продают многие сети». По мнению Владислава Кочеткова, в этой ситуации решающее значение будет иметь бренд и широкий ассортимент.
Вопросы у аналитиков вызывают и другие аспекты проекта. Кира Канаян видит проблему в том, что аксессуары – это товары в основном импульсного спроса, и без товара – «создателя покупательского потока» проект может быть уязвим. Владислав Кочетков же считает, что на 20 млн долл. открыть двести магазинов с ассортиментом в 9 тысяч наименований будет сложно. При этом подобрать в городах-миллионерах подходящую недвижимость в торговых центрах для такого количества объектов будет весьма проблематично даже с ресурсом «Марты». «Оптимистичный прогноз для проекта – пятьдесят магазинов к концу 2007 года, – рассуждает аналитик «ФИНАМа», – а больших показателей можно будет достигнуть либо за счет увеличения инвестиций, либо за счет запуска субфранчайзинговой программы с привлечением грамотных консультантов».
Елена Желобанова,