Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Новые проекты |Санкт -Петербург. Торговые сети ответят за инфляцию


Россия | 21 сентября 2005 | Новые проекты Власть Недвижимость

Санкт -Петербург. Торговые сети ответят за инфляцию

Система "входных билетов" в розничную торговлю для производителей продовольствия будет запрещена. Правительство России готовит соответствующие поправки в закон о конкуренции. Министерство сельского хозяйства РФ готовит поправки в закон о конкуренции, ограничивающие "плату за вход" для производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, которую часто вводят розничные торговцы, в том числе и торговые сети. Цена "входного билета" в крупную розничную сеть может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Обнаружили

Государство оставляло без внимания жалобы производителей продуктов питания до тех пор, пока чиновники не обнаружили, что завышение сетями цен на продаваемую продукцию приводит к существенному росту инфляции. По оценкам Минсельхоза, розничные "накрутки" на продукты питания прибавляют к годовой цифре инфляции дополнительно до 0,8-1,2%.

В связи с этим Владимир Путин поручил министерству разработать поправки к закону о конкуренции, запрещающие розничным торговцам использовать так называемую систему «входных билетов», когда, чтобы поставить на полку магазина свой товар, поставщик или дистрибьютор вынужден принести «дань» продавцу.

В Минсельхозе допускают возможность того, что вместо практики «входных билетов» сетям будет предложено давать производителям долю на полке, пропорциональную той, которую компания занимает в продажах сети на рынке, как это принято в развитых странах.

Поправки собираются внести на рассмотрение в Госдуму уже в середине сентября. Производители и дистрибьюторы приветствуют начинания чиновников, но сомневаются, это нововведение поможет остановить розничный рэкет в России, сообщает РБК.

Тоже хотели

Администрация Петербурга уже много раз пыталась убедить городских сетевиков «более плотно» сотрудничать с местными производителями. Чиновники уговаривали увеличивать долю продукции городских производителей в их ассортименте руководство сетей «Лента», «О`Кей» и METRO. Заместитель председателя КЭРППиТ Юрий Раков даже пригрозил самым несознательным сетевикам объединять их в картели с местными производителями. По мнению пожелавшего остаться неизвестным представителя одной из петербургских сетей, все эти меры, будь они реализованы, могли бы обеспечить петербургским производителям бесплатный доступ на полки сетевиков.

Однако, по утверждению директора по внешним связям сети универсамов «Патэрсон» Евы Прокофьевой, сетевики могут только прислушиваться к рекомендациям чиновников, а «дальше уже будут работать рыночные законы». По ее словам, в универсамах «Патэрсон» плата за вход для производителей отсутствует. «Поставщики сами иногда предлагают нам некие коммерческие бонусы за право располагать свою продукцию на наших полках, но для нас при выборе производителя это не имеет никакого значения», — уверена она.

Не лояльные

Тем не менее, далеко не все сетевики такие лояльные. К примеру, "Пятерочка" публикует бонусную политику для владельцев брэндов и дистрибьюторов на своем сайте. Кроме годовой платы за присутствие товара на полке там есть, например, разовый взнос на открытие нового магазина сети (от 60 у. е. до 300 у. е., или 1% от ежемесячных продаж товара).

В гипермаркетах "Лента" плата за присутствие товара может составлять "от тысяч долларов до сотен тысяч долларов в год", при этом условия каждого договора индивидуальны, сказал председатель правления "Ленты" Олег Жеребцов. Подобная практика применяется в первую очередь в конкурентных товарных категориях, таких как прохладительные напитки, кетчупы или растительные масла. "Если категория товара востребована, например сырое мясо или птица, то мы не берем плату за вхождение в сеть", — утверждает он. Представитель крупной пивоваренной компании отмечает, что плату за представленность на полках просят практически все сети, причем по примерно равным расценкам. Но встречаются ритейлоры, которые хотят неоправданно много — до 20% с предполагаемого оборота. "В этом случае мы отказываемся от сотрудничества — через сетевую торговлю реализуется всего 5-7% нашей продукции. Это всего лишь один из каналов сбыта", — говорит он.

Обоснованные требования

На недавно состоявшейся в Петербурге выставке "Агрорусь" крупнейшие сетевые ритейлеры заявили, что не собираются идти на уступки отечественным производителям продуктов питания. Выступая на форуме "Развитие агропромышленного комплекса большого города", генеральный директор сети "Пятерочка" Сергей Лепкович перечислил условия, которые его сеть предъявляет поставщикам. Например, поставки товара должны осуществляться строго по графику, поставщик обязан предоставлять сети эксклюзивные цены, товар должен быть широко известен на рынке. Ритейлеры уверены, что эти требования обоснованы, потому менять их сеть не планирует. "Мы физически не можем разместить продукцию всех производителей у себя на полках. Наши требования позволяют отобрать ряд интересных нам в данный момент поставщиков", - поддержал коллегу Леонид Бакинов, директор по развитию компании "Темп первый" (сеть "Находка"). Замечания поставщиков, что ритейлеры, помимо перечисленных требований, выставляют производителям просто неприемлемые финансовые условия, эффекта не возымели. Между тем, "заход" товара в "Пятерочку" обходится поставщику в $100-200 за каждый магазин, или около $150 тыс. за "вход", что составляет ни много ни мало 2-5% годового оборота сети. А, по словам Олега Жеребцова, доходы "Ленты" от платы за вхождение в сеть в следующем году должны составить 0,5% от оборота. Кроме того, зачастую ритейлеры требуют поставлять товар эксклюзивно, либо с минимальной торговой наценкой, чтобы обеспечить в магазинах более низкие цены. Всего, по данным КЭРППиТа, право продавать свои продукты через розничные сети города обходится местным поставщикам в $50-80 млн. в год, что составляет около 10% от их годового оборота.

Нечестные конкуренты

Всевозможные «бонусные системы» используются не только как средство пополнения бюджета сетевиков, но так же как метод конкурентной борьбы между ними. К примеру, екатеринбургские торговые сети борются с экспансией на уральский рынок ритейла инорегиональных компаний, предлагая местным производителям продовольственных товаров и алкогольной продукции отказаться от сотрудничества с "Пятерочкой", "Ашаном" и "Metro Cash&Carry" взамен на увеличение поставок продуктов питания в их магазины. Предложение пользуется спросом у местных поставщиков. Ряд предприятий уже дали свое согласие и готовятся заключить с ритейлерами соответствующее соглашение. Московские, петербургские и европейские компании называют такие методы борьбы нечестной конкуренцией и говорят, что будут вынуждены работать с поставщиками из других регионов. А это поставит их в невыгодное положение по сравнению с региональными конкурентами.

Елена Грибанова,


Тема дня