«36,6» поделится своим производством
Вчера была официально объявлена одна из самых ожидаемых сделок на российском фармрынке. Аптечная сеть «36,6» наконец нашла покупателя на свое производственное направление «Верофарм». Вопреки циркулировавшим на рынке слухам, три дженериковых завода достались непрофильному инвестору: 19,99% акций проданы инвестиционной компании «Тройка Диалог», а остальные 80% в ближайшем будущем будут размещены на бирже.
Вчера было официально объявлено о том, что 19,99% акций «Верофарма», производственного подразделения, входящего в группу «Аптечная сеть 36,6», проданы компании группы «Тройка Диалог» (ТД). Кроме того, согласно официальному сообщению «36,6», компании условились о том, что в случае проведения публичного предложения акций «Верофарма» ТД станет лидменеджером размещения на IPO.
«Верофарм» оставался одним из последних российских предприятий, продажу которого ожидали на рынке: в 2004 году немецкая Stada приобрела 80% акций «Нижфарма» за 80,5 млн евро, а в январе 2005 года 80,36% акций завода «Акрихин» приобрела за $40 млн Health Tech Corporation.
«На рынке ожидали, пожалуй, только продажу „Верофарма” и „Отечественных лекарств”»,— вспоминает исполнительный директор ЦМИ «Фармэксперт» Николай Демидов. Представители самой «36,6» постоянно подстегивали интерес к «Верофарму», открыто заявляя, что заводы не являются главным направлением их бизнеса и при наличии хорошего предложения они готовы рассматривать вариант продажи.
Только в течение года на рынке появлялись слухи о продаже «Верофарма» профильным инвесторам — польской «Польфе», израильской «Тефа» и другим дженериковым зарубежным компаниям. В «36,6» эти слухи опровергали, отмечая лишь, что действительно ведут переговоры со многими. «Предложение „Тройки Диалог” оказалось наиболее выгодным, безусловно, были и другие претенденты»,— говорит директор по корпоративным финансам «36,6» Андрей Сливченко.
Один из участников рынка, знакомый с ходом сделки, рассказал «Бизнесу», что «Тройка Диалог» в покупке «Верофарма» представляет интересы западного инвестфонда, название которого неизвестно.
Вырученные от продажи средства в компании, как и предполагалось, планируют потратить на развитие аптечной сети «36,6». «Розничный бизнес получит необходимые финансовые ресурсы для дальнейшей экспансии и снижения долговой нагрузки»,— заявил вчера гендиректор «36,6» Артем Бектемиров.
Участники рынка уверены, выбрав нестандартный для отрасли способ продать «Верофарм», «36,6» надеется выручить за него куда больше бывших владельцев «Нижфарма» и «Акрихина». «Уверен, в ближайшее время остальные 80% акций „Верофарма” будут размещены, это очень грамотный шаг, потому что на бирже компания может получить за заводы больше денег, чем при частной сделке»,— говорит Николай Беспалов из ЦМИ «Фармэксперт». С ним соглашается и директор департамента маркетинговых исследований RMBC Виктория Соколова: «Скорее всего, это первый шаг к полной продаже „Верофарма”».
Международная консалтинговая компания Natexis Bleichroeder оценивает дженериковые предприятия, умножая EBITDA (прибыль до налогообложения) на коэффициент 10,2. Исходя из этой методики стоимость 100% акций «Верофарма» с EBITDA в $23 млн может составить примерно $240 млн. Однако финансовые аналитики сомневаются, что «36,6» удастся получить эту сумму. «При покупке „Нижфарма” этот коэффициент составлял всего 6,8, „Акрихина” — 7,1, „Верофарм” может рассчитывать максимум на 8»,— говорит аналитик Альфа-банка Светлана Суханова.
С ней соглашается и аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец: «Как правило, российские фармкомпании оцениваются намного дешевле зарубежных аналогов. Однако учитывая, что „Верофарм” демонстрирует достаточно неплохие темпы роста финансовых показателей, рентабельности, можно предполагать, что в случае проведения IPO „Верофарм” получит некую премию к рынку, но коэффициент в 10 завышен».
Светлана Суханова из Альфабанка оценивает 100% акций «Верофарма» в $150 млн, а долю, купленную «Тройкой Диалог»,— в $30 млн. С этой оценкой соглашаются и представители фарминдустрии, отмечая, что, разместив 80% активов «Верофарма», «36,6» не только зарабатывает, но и номинально оставляет заводы в перечне своих дочерних предприятий, улучшая тем самым собственные финансовые показатели.
Александр Демчук