Итальянцы замесят в России
После десяти лет работы на российском рынке итальянский производитель дорогой строительной химии Mapei решил обзавестись в стране собственным производством. Компания построит сразу четыре завода по производству сухих строительных смесей. Свое решение они объясняют бурным ростом рынка, ежегодно прибавляющим 25–40%. Однако эксперты считают, что планам компании может помешать резкое подорожание цемента, из-за чего цены выросли на 10–15%.
Спрос на дорогие смеси уже начал падать. Производитель строительной химии категории «премиум» (клеи, сухие строительные смеси) Mapei вышла на российский рынок в 1996 году. Большая часть продукции импортировалась, Mapei производила в России только три вида клея на московском заводе IBS.
Недавно компания анонсировала планы по строительству в России четырех заводов по выпуску сухих строительных смесей. Они должны заработать к 2010 году. Первый — мощностью 100 тыс. т— уже строится в подмосковном Ступине, запуск намечен на конец 2006 года. Площадки для остальных трех заводов Mapei пока не нашла. Совокупные инвестиции в проект составят 40 млн евро (по 10 млн на каждую площадку).
«Нас привлекает рост российского рынка сухих строительных смесей, который ежегодно прибавляет 25–40% вслед за строительным рынком»,— поясняет планы компании начальник отдела маркетинга российского офиса Mapei Ольга Великова.
По данным Агентства строительной информации, в 2004 году объем российского рынка сухих строительных смесей составил 2,3 млн т, или около 330 млн евро, на премиум-сегмент пришлось 15–20% или около 60 млн евро. По оценкам экспертов агентства, перенос производства в Россию поможет Mapei снизить себестоимость смесей на 15–20% за счет отсутствия таможенных пошлин и снижения затрат на логистику.
Однако участники рынка считают, что Mapei неудачно выбрала время для переноса производства в Россию. «50% состава любой сухой строительной смеси — цемент, стоимость которого за последний год увеличилась на 60%. Чтобы производство сохранило рентабельность, Mapei, сейчас продающей смеси по 200 евро за тонну, придется поднимать цены, что может сократить объем продаж»,— предупреждает попросивший об анонимности топ-менеджер «Глимс-продакшн» (производитель смесей).
По данным директора по маркетингу компании «Победит» Вячеслава Смирнова, с июля этого года смеси в среднем подорожали на 10–15%. При этом некоторые игроки премиум-сегмента сухих строительных смесей, например Knauf, уже начали снижать цены на свою продукцию из-за падения спроса, отмечает Смирнов.
Заявления производителей подтверждают и потребители. По словам директора по рекламе и PR концерна «Крост» Леонида Белаги, компании требуются большие партии смесей, поэтому «Крост» старается снижать цену, насколько это возможно, и в основном пользуется недорогими сухими смесями.
Впрочем, Mapei это не пугает. «У нас дорогая продукция, цемент мы выбираем не по цене, а по качеству»,— говорит Великова. А аналитик исследовательской компании «Прямые инвестиции» Александр Воронин предполагает, что Mapei может договориться об альянсе с итальянскими производителями смежных сегментов рынка стройматериалов, например плитки или клея: «Тогда при покупке одного из этих материалов продавцы будут предлагать продукцию других участников альянса. Такие прецеденты уже есть — так поступают турецкие производители смесей и плитки».
Екатерина Колесникова