Атака на игорный бизнес
Бурное развитие игорного бизнеса в столице обнажило, по крайней мере, одну бизнес-проблему — она состоит в том, что высокорентабельные салоны игровых автоматов вытесняют с малых площадей все прочие торговые и развлекательные предприятия. Вскоре власти взялись за эту проблему.
Мэр Москвы Юрий Лужков назвал игорный бизнес «полным развратом и моральным уродством» и призвал Мосгордуму подготовить законопроект, сокращающий количество казино с 56 до 30, а слот-салонов— с 40 до четырех в каждом районе. Инициативу мэра подхватила Госдума: депутат Александр Лебедев разработал законопроект, согласно которому игорный бизнес должен быть вынесен за 1 км от городской черты.
В июле Госдума приняла поправки к закону о рекламе, запретившие рекламу игорного бизнеса по радио и ТВ с 22.00 до 7.00 часов, в печатных СМИ, кроме рекламных и специализированных, а также в помещениях вокзалов, аэровокзалов и станциях метро. В сентябре Госдума решила повысить налоги на игорный бизнес— ставка налога на игровой автомат должна была вырасти с 1,5–7,5 тыс. руб. до 3–15 тыс. руб. ежемесячно. В октябре глава комитета по экономполитике Госдумы Валерий Драганов взялся за мелкие сети игровых автоматов: его отраслевой законопроект установил минимальное количество автоматов в слот-салоне — 25.
Однако атака властей на игорный бизнес не принесла существенных результатов. Власти смягчили большую часть своих требований: законопроект Мосгордумы принят в существенно более мягкой редакции, проект Лебедева отклонен, к документу Драганова готовятся радикально смягчающие его суть поправки. Атака на игорный бизнес захлебнулась. Вы довольны?
Александр Еремеев, начальник отдела маркетинга группы компаний ТЭН: — Поддерживаю политику московских властей по отношению к игорному бизнесу и желанию вынести предприятия этой направленности за пределы МКАД. Примером удачного подхода к такому вопросу может служить Лас-Вегас. Центр игорных домов должен быть сосредоточен на некотором отдалении от города, ни в коем случае не в центре Москвы и не по соседству с объектами социальной направленности.
Кирилл Шатилов, директор по маркетингу компании «Джекпот»: — Эксперты этого рынка считают, что это международная практика, когда в преддверии важных политических событий игорный бизнес выбирается в качестве козла отпущения. Когда выборы проходят, все возвращается на круги своя — душить этот бизнес не имеет смысла, потому что он официальный, законный и приносит доходы казне.
Станислав Бартникас, директор по маркетингу Ritzio Entertainment Group: — Я не считаю, что была какая-то атака. Скорее популизм, преследующий политические цели. Другое дело, что власть всегда будет заинтересована в жестком контроле игорной отрасли (так происходит не только у нас, но и везде в мире), поскольку это важно для пополнения казны. Все, что делается сегодня, как раз подчинено этой логике: укрупнение игроков рынка, регулирование налогов и контроль за их выплатой, попытки пресечь контрафакт и «теневых» операторов, ликвидация с улиц «безналоговых» автоматов— «столбиков» и «ромашек». Правила игры отрасли и власти нужны, и они постепенно формируются.
Игорь Балло, президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса: — По нашему мнению, сейчас в отношениях игорного бизнеса с законодательной и исполнительной властями начинаются самые тяжелые времена. Игорный бизнес показывают главной проблемой россиян, хотя более 80% россиян никогда не были в игорных заведениях и не играли. Таким образом, сознательно передвигаются на второй план проблемы беспризорников, сельского хозяйства и многого другого. В стране огромное количество гораздо более серьезных проблем, и вместо того чтобы некоторым политикам зарабатывать себе ложный авторитет на игорном бизнесе, лучше, если бы они занимались действительно делами, которых ждет от них вся Россия.
Евгений Фетисов, заместитель генерального директора компании «Новая площадь»: — Игорный бизнес должен быть очень жестко регламентирован и широкого распространения иметь не должен. Во многих странах мира игровая индустрия сосредоточена в строго определенных местах и даже только лишь в отдельных городах. Думаю, что это правильный подход.
Дмитрий Сомовидис, совладелец сети кафе-магазинов «Прайм»: — Серьезные ограничения на развитие залов игровых автоматов могло бы подстегнуть развитие ресторанного рынка, но сразу было понятно, что это маловероятная ситуация: владельцы игорных заведений имеют серьезное лобби. Возможным решением здесь была бы ситуация как в США, где игорные заведения расположены на специальных территориях. Но и отчаиваться не собираемся, продолжим развиваться в условиях серьезной конкуренции со стороны игровых салонов. Ведь и раньше нас никто не стимулировал.
Александр Лебедев, депутат Государственной думы: — Несмотря на то, что законопроект о выведении игорного бизнеса за 1 км от городской черты отклонил комитет по экономике, администрация президента склоняется к тому, что законопроект, регулирующий эту отрасль, должен быть жестким. Сейчас активно обсуждается вопрос о создании спецтерриторий для игорного бизнеса. Один из вариантов — перенести его в Калининградскую область, которая готовится стать свободной экономической зоной. В любом случае власти намерены либо вывести игорный бизнес за пределы городов, либо учредить спецзоны, запретив открывать казино, слот-салоны и букмекерские конторы в остальных местах.
Денис Яхно, гендиректор ресторанного консалтингового агентства «Настроение +»: — Отсутствие ограничений на игорный бизнес — серьезная проблема для развития ресторанного рынка. Если находишь подходящее помещение и им заинтересовываются игровые автоматы, то можно не рассчитывать на это помещение — они готовы предложить больше денег за аренду. В результате ставка аренды на самые востребованные помещения в 100 кв. м за последние пару лет выросла в три раза.
Теперь все будет зависеть от владельцев, моральные принципы которых могут ограничить передачу помещения в аренду игровым клубам. Максим Гасиев, директор департамента торговой недвижимости Colliers International: — Хотя для владельцев самого торгового центра доход от сдачи в аренду площадей под размещение игорных автоматов очень высокий — арендные ставки выше в два-три раза по сравнению со ставками для ритейлеров.
Другое дело, что стратегически соседство залов игровых автоматов и магазинов не приносит пользу торговому центру. В ТЦ игровому бизнесу не место: он создает площади, которые несинергетичны с торгово-развлекательными площадями, их аудитории слишком разные. К тому же обычно у залов игровых автоматов очень яркие агрессивные витрины, что также негативно влияет на бизнес других арендаторов. Как исключение может рассматриваться размещение игрового салона в здании торгового центра с отдельным входом.
Юлия Никуличева, заместитель гендиректора консалтинговой компании Jones Lang LaSalle: — С точки зрения девелопера, игровые операторы, несомненно, выгодны, но для имиджа торгового центра их влияние губительно. Поэтому обычно управляющие компании стараются разместить залы игровых автоматов вдалеке от центральной части ТЦ, а также, если возможно, сделать к нему отдельный вход. К тому же те люди, что приходят в залы игровых автоматов, не приносят доход самому ТЦ. Самое разумное решение — размещать подобные залы в отдельных помещениях. Если это невозможно, грамотные девелоперы вообще отказываются от «азартной составляющей» в ТЦ.
Борис Белоцерковский, председатель директоров группы компаний «Уникум»: — Атака властей отнюдь не захлебнулась. Сейчас действует множество региональных законов, которые исключили отдельно стоящие игровые аппараты и ввели ограничения на размер площади слот-салонов. Также обозначены зоны, в которых ограничено оперирование. Обсуждается поправка, повышающая налог на игровые автоматы и столы, рекомендации налогового подкомитета не оставить налог на прежнем уровне еще ничего не значат.
Ольга Шойхет, вице-президент по маркетингу «Шторм Интернэшнл»: — Многие принятые законодателями решения нам кажутся вполне адекватными. В частности, мы поддерживаем повышение налоговых ставок, а также принятый правительством Москвы закон о размещении игорных заведений.
Однако правовое поле отрасли на сегодняшний момент недостаточно проработано. Так и не принят закон об игорном бизнесе, который, как мы считаем, должен быть основан на мировом опыте. Необходимо сформулировать четкие и достаточно суровые требования к операторам: размер помещения, квалификация персонала, безопасность, качество игорного оборудования и так далее.