Пятая колонна Volkswagen
Производственный совет Volkswagen выступает против планов руководства компании открыть завод в России: представители трудового коллектива опасаются, что это обернется потерей рабочих мест на уже существующих заводах.
В концерне признают, что переговоры между руководством VW и профсоюзами неизбежны. Между тем концерну потребуется несколько месяцев на разрешение споров, и он может не успеть подписать все необходимые документы до присоединения России к ВТО.
Немецкий концерн хотел получить эксклюзивные условия: помимо предусмотренных льгот по беспошлинному ввозу комплектующих VW хотел воспользоваться преференциями особой экономической зоны, а также собирать некоторые модели без обязательств по локализации. Однако российские власти ясно дали понять, что никаких преимуществ по сравнению с остальными автопроизводителями у VW не будет.
Заявление главы концерна Бернда Пишетсридера о планах по строительству завода в России вызвало недоумение членов наблюдательного совета Volkswagen — именно он должен утвердить решение об инвестициях. Глава совета трудового коллектива и член наблюдательного совета Volkswagen Бернд Остерло заявил, что существующие заводы компании работают не в полную мощность. Профсоюзы потребовали от руководства VW разъяснений о стратегии компаний в России, а также гарантии сохранения рабочих мест на существующих заводах концерна.
По его словам, подобных разъяснений от VW ждет и правительство земли Нижняя Саксония, где расположены штабквартира и главный завод Volkswagen. Лишь в случае получения таковых, по его словам, представители совета трудового коллектива в наблюдательном совете одобрят решение о строительстве завода в России. Заседание наблюдательного совета VW должно состояться в феврале этого года.
PR-менеджер Volkswagen AG Томас Миккелайт был удивлен информацией о том, что профсоюзы намерены опротестовать строительство российского завода VW. Однако признал, что представители профсоюзов могут помешать осуществлению планов акционеров. По его словам, 20 мест в наблюдательном совете поделены поровну между представителями акционеров и трудового коллектива, а решающий 21-й голос принадлежит председателю совета, бывшему руководителю концерна Фердинанду Пиху.
«Решения принимаются простым большинством голосов, так что юридически у представителей компании есть возможность преодолеть вето профсоюзов»,— говорит Миккелайт. Впрочем, признает он, вряд ли в такой ситуации этот шанс будет использован. «Мы всегда принимаем решения по согласованию с представителями коллектива, и, если профсоюзы будут протестовать, это вызовет как минимум дискуссию по вопросу о строительстве завода»,— говорит он.
«Компания осознает ответственность перед сотрудниками, а открытие завода концерна в Восточной Европе (в Словакии.— „Бизнес”) показало, что интернационализация бизнеса, напротив, гарантирует сохранение рабочих мест в Германии»,— цитирует Spiegel другого представителя прессслужбы VW.
«С подобной проблемой сталкивались многие компании, выходящие на российский рынок,— говорят в ИК „Финам”.— Но в конце концов сопротивление почти всегда удается преодолеть». Правда, на это уходит несколько месяцев.
Аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова говорит, что интерес европейцев к России объясняется высоким потенциалом рынка: «Ежегодный прирост сегмента иномарок, собранных в России, прогнозируется на уровне 30%. Спрос на них высок: например, на Ford Focus наблюдаются многомесячные очереди. В России создаются благоприятные условия для локализации производств, такие как отмена пошлин на ввозимые комплектующие».
По мнению Натальи Кочешковой, строительство заводов в Восточной Европе сохранит рабочие места на немецких предприятиях: «На первом этапе заводам в России требуются большие объемы комплектующих, которые производятся на европейских предприятиях концерна».
Аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков отмечает, что далеко не все комплектующие производятся на заводах, принадлежащих автоконцернам: чаще это отдается на аутсорсинг азиатским компаниям.
«В Москве мы производим модели для российского рынка. Поэтому открытие завода „Автофрамос” не представляло опасности для наших заводов в Европе»,— сообщила директор по связям с общественностью «Автофрамоса» Ванесса Леви. Volkswagen, согласно обнародованным концерном планам, также будет делать ставку на Skoda Octavia и VW Pointer — бразильскую модель, что не должно сказаться на немецких заводах компании.
Однако на то, чтобы объяснить это профсоюзам, потребуется время, которого у VW не так много. После присоединения России к ВТО автопроизводители не будут получать льготы по беспошлинному ввозу комплектующих. В Минэкономики ожидают, что Россия станет членом организации с 1 июля, соответственно, у Volkswagen остается лишь пять месяцев для подписания соглашения с российским правительством и для одобрения договора о ввозе компонентов.
Алан Хурумов, Роман Гуляев, Петр Мироненко