Закрытый перечень изъятий
Мособлдума намерена установить закрытый перечень оснований, при наступлении которых земельные участки могут изыматься для муниципальных и областных нужд. В первую очередь речь идет о земле, которая юридически находится в муниципальной либо областной собственности, но фактически используется предприятиями на условиях аренды или бессрочного пользования.
Несмотря на то, что перечень оснований для изъятия планируется сделать исчерпывающим, предприниматели рискуют остаться без своего бизнеса, утверждают эксперты.
Вчера мособлдума рассматривала поправки в областной закон «О регулировании земельных отношений», которые касаются в том числе оснований для изъятия земель, находящихся в муниципальной и областной собственности.
Закрытый перечень таких оснований предполагает, что в обновленном законе будут четко оговорены основания для изъятия земельных участков в тех случаях, которые Земельный кодекс относит к компетенции местных властей.
Дело в том, что федеральное законодательство не содержит определения того, что, собственно, такое «муниципальные нужды», при наступлении которых земельные участки подлежат изъятию.
Депутаты предлагают ограничить перечень случаев, при которых производится изъятие земли для муниципальных и областных нужд, тремя пунктами.
Земля может изыматься при размещении объектов, предназначенных для органов власти области или местного самоуправления, для учреждений или унитарных предприятий, учредителем которых является область или муниципальное образование, а также для строительства объектов, предусмотренных госпрограммами области и программами развития МО.
В то же время опрошенные «Бизнесом» эксперты усматривают в намерениях депутатов потенциальные угрозы для бизнеса.
«Формулировки все равно расплывчаты, и, конечно, здесь могут быть злоупотребления, связанные с лоббированием администрацией собственных интересов,— полагает ведущий специалист департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Гусев.— Кроме того, арендаторы и те, кто пользуется участком по праву бессрочного пользования, в данной ситуации оказываются практически незащищенными, в отличие от собственников. Максимум, на что может рассчитывать „бессрочник” — на компенсацию собственных объектов недвижимости».
Больше всего, по мнению Гусева, рискуют те, у кого стоимость недвижимости несопоставима со стоимостью земли. «Допустим, стоимость сооружений АЗС в Нахабино может составлять $100 тыс., а участок, на котором она расположена,— $3 млн»,— поясняет он.
Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Виктор Кульнев напоминает, что изъятие земельных участков весьма успешно регулируется нормами Земельного кодекса и без участия регионального законодательства. Поэтому принятие поправок не окажет принципиального влияния на процедуру изъятия земли для муниципальных нужд.
А президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич обращает внимание, что наведение порядка в земельном законодательстве противоречит интересам самих властей, которых подобная четкость и ясность лишает определенного влияния на владельцев или арендаторов земельных участков.
Ольга Кувшинова