Город мог бы вложить в аэропорт 85 млн рублей
Предоставив льготу по налогу на землю 18 января горсовет по предложению городской администрации поддержал инициативу областного правительства о продолжении строительства аэропорта Омск-Федоровка с учетом его ввода в эксплуатацию в 2009 году. А также решил при необходимости поручить мэрии рассмотреть вопрос о проведении экспертизы безопасности полетов над территорией Омска.
О деньгах Омска речь не идет
Поясняя предложении мэрии, первый заместитель мэра, директор департамента городского хозяйства администрации города Омска Владимир ПОТАПОВ сказал, что эксплуатация старого аэропорта, находящегося в центре города, создает определенные неудобства для жителей Омска. Завершение строительства аэропорта Омск-Федоровка существенно разгрузить воздушные трассы над городом. "Поэтому правительством Омской области решены организационные и технические вопросы по продолжению незавершенного строительства, - добавил он. - Создано ОАО "Омск-Федоровка" и федеральное государственное учреждение "Дирекция строящегося аэропорта Омск-Федоровка". Разработаны технические и экономические обоснования, проведена экспертиза Министерством транспорта РФ. Утверждена сводная сметно-расчетная стоимость строительства - 3 млрд рублей 770 млн рублей. О финансировании со стороны города пока речь не идет. Единственно, предлагаем при необходимости поручить администрации города провести экспертизу безопасности полетов над территорией Омска".
Первый заместитель председателя горсовета Николай КУТОРГИН поинтересовался, что значит поддержать инициативу губернатора. "Если морально, то это одно. Но, видимо, есть намерения вложить хотя бы какие-то деньги?". На что ПОТАПОВ еще раз подчеркнул: "Речь идет пока только о возможной необходимости провести экспертизу. Ее стоимость примерно 1,2 млн рублей".
"Не надо драматизировать ситуацию"
Чтобы подробнее разобраться в сути вопроса, председатель горсовета Александр ЦИМБАЛИСТ попросил выступить Сергея КРУГЛОВА. "Я не совсем понимаю, что вы от меня хотели услышать, - начал генеральный директор ОАО "Омский аэропорт". - Если говорить о работе аэропорта Омск-Центральный, то для успокоения могу сказать, что воздушные суда, которые эксплуатируются, каждый год становятся более надежными и менее экологически опасными. Поэтому не думаю, что ситуация с безопасностью полетов над Омском - это так актуально. Нефтезавод тоже в городе, экологически опасен. Аэропорт в центре города уже 80 лет. Если бы он был так опасен, его бы давно закрыли.
Он сообщил, что 98% аэропортов находятся на территориях населенных пунктов. И не только в России, но и за рубежом. В Вашингтоне, например, расстояние от взлетной полосы до Белого дома в два раза меньше, чем от полосы нашего аэропорта до здания горсовета. Депутаты усомнились в его позиции, что аэропорт в центре Омска не представляет для жителей города никакой угрозы.
- Я бы не взял на себя ответственность заявлять, что это благо, когда аэропорт расположен в городе, - сказал КУТОРГИН. - В Иркутске, например, самолет упал и снес четыре дома. Если говорить глобально, то я читаю, что строительство Омск-Федоровки - это перспективный проект.
- Я не говорил, что это благо, - ответил КРУГЛОВ. - Я говорил, что не надо драматизировать ситуацию. Аэропорт можно перенести. Новый аэропорт нужен в большей степени не как объект для понижения степени безопасности полетов, а как объект, который должен развиваться в будущем, потому что центральный аэропорт практически не имеет перспектив развития. 25 лет назад построить аэропорт Омск-Федоровка решили именно для улучшения экологической обстановки в Омске. Потому что в эксплуатировавшихся в то время самолетах, тех же Ту-104, был очень высокий уровень шума. У современных же самолетов он совсем низкий.
Акции аэропорта могут выставить на продажу
Г-н КРУГЛОВ сообщил журналистам, что еще в 2001 году область планировала возобновить строительство Омск-Федоровки. Тогда было образовано ОАО "Аэропорт Омск-Федоровка". Его учредителем выступило ОАО "Омский аэропорт". Сейчас созданное в 2001 году дочернее предприятие Омского аэропорта ликвидируется с целью передать весь имущественный комплекс в головную организацию - ОАО "Омский аэропорт". Это необходимо для того, чтобы передать незавершенный строительством имущественный комплекс Омск-Федоровки из федеральной собственности в областную. И на базе этого комплекса создать соответствующую структуру для завершения строительства.
"Наша главная задач, а пока аэропорт будет строиться, увеличить объемы перевозок, как минимум, в три раза, чтобы новый аэропорт не оказался убыточным, - рассказал генеральный директор ОАО "Омский аэропорт". - Надо, чтобы решение о переносе строительства было обоснованным, экономически просчитанным. Область готовится выкупить недостроенный комплекс в свою собственность. И ее позиция понятна: раз вкладываем деньги, то хотим получить объекты в собственность. Было бы хорошо, если бы и у города была какая-то доля собственности. Сейчас рассматриваются разные варианты. Например, город мог бы, предоставив нам льготу по налогу на землю, а это порядка 85 млн рублей, выкупить за эти деньги часть акций нашего аэропорта. Нам бы эти деньги послужили толчком для дальнейшего развития. Мы бы не повышали тарифы. Могли бы стать более конкурентоспособным предприятием и зарабатывали деньги для бюджета Омска. Еще один вариант - выставить на продажу часть акций аэропорта. У федерации сейчас 85%. Это много. Она может оставить себе контрольный пакет, а остальные 30% продать. Думаю, что окончательное решение будет принято в течение первого квартала 2006 года".
В конце разговора он добавил, что "вообще, не важно, где находится аэропорт, так как непредвиденная ситуация может случиться в любом месте. И, по большому счету, благо, когда аэропорт расположен в центре города. Потому что в новый аэропорт надо будет добираться в чистое поле за 35 км от города. Что касается безопасности,- то это все от лукавого".