Через три года здесь будет город-сад. Власти Краснодара обещают провести реконструкцию в рекордно сжатые сроки
Губернатор Кубани Александр Ткачев неоднократно заявлял, что Кубань по своему экономическому и политическому значению – важнейший регион на Юге России. Соответственно Краснодар, как ее центр, должен постепенно избавляться от провинциальности, приобрести черты современного города, настоящей южной столицы.
В соответствии с этой идеей, в недрах городской администрации был разработан масштабный план реконструкции центральной части города. Сейчас идет его обсуждение, к которому до сих пор был привлечен лишь узкий круг специалистов. Однако за прошедший месяц о будущих грандиозных изменениях, которые предполагается осуществить в рамках программы «Краснодару – столичный облик», уже успели высказаться многие чиновники высокого ранга.
К сожалению, официальные сообщения вызывают гораздо больше вопросов, чем дают ответов. Как сказано в одном из них, розданном СМИ (все желающие могут ознакомиться с ним на сайте администрации края), «реконструкция Краснодара охватит 400 гектаров в центре города. На этой площади появится около двух миллионов квадратных метров жилья и разместится более трехсот тысяч человек. В планах и перенос железнодорожного полотна из центра Краснодара за черту города, ведь сегодня железная дорога делит город пополам и мешает развитию его автодорог».
Данный пассаж оставляет, мягко говоря, чувство легкого недоумения. Ведь согласно переписи 2002 года в Краснодаре проживало 640 тысяч человек. С тех пор количество населения вряд ли значительно изменилось. То есть, по замыслу, почти половина городских жителей оставляет свои квартиры второй половине, или же продает их оной, после чего за «небольшую сумму» минимум в полтора-два миллиона рублей покупает себе квартиры в центре города. И таких людей у нас полгорода? А может быть, рассчитывают на миллионеров из Северской, Щербиновки или Славянска? Неужели у нас так подскочило благосостояние народа?!
Квартиры эти, конечно, назовут «элитными», но таковой у них будет, прежде всего, цена. В этом можно не сомневаться. Что же касается всего остального… На площади всего в 400 га предполагается расселить более 300 тысяч человек. Для сравнения – это меньше, чем полпроцента от общей городской территории. На полпроцентах территории будет жить почти половина населения. Элитно. Красиво…
Понятно, что такая скученность объясняется исключительно заботой о народном благе, ведь сейчас здесь живут «более 50 тысяч краснодарцев, ежедневно рискующих остаться без крыши над головой – их жилье изношено до предела. Развалюхи в центральной части города и постоянные пробки… наносят непоправимый ущерб имиджу Краснодара как делового центра Юга России». Логика авторов документа с трудом поддается осмыслению.
То есть 50 тысяч человек, в большинстве своем весьма небогатых, создают пробки, а 300 тысяч человек на той же территории этих пробок не создадут. Видимо, последние деньги вложат в покупку «хат», и на машину уже денег не останется. В реальности количество автомобилей при таких раскладах возрастет раз в 10. Да как вы не старайтесь расширять дороги, плачевного результата не избежать. К тому же улицу Красную собираются сделать пешеходной зоной, а значит, нагрузка на соседние дороги значительно возрастет.
Теперь о главном. Напомним, построить собираются «около двух миллионов квадратных метров жилья, где разместится более трехсот тысяч человек». Сопоставим эти две цифры. Путем несложных арифметических действий получаем, что на одного человека придется… чуть более 6 кв. метров общей «элитной» площади. Это что за жилье? Такое сейчас можно найти разве что в коммуналках и помещениях барачного типа. Украшением «делового центра Юга России» они вряд ли смогут служить. Кроме того, невозможно представить, что авторы документа не имеют понятия о социальных нормах на одного человека, современных типовых проектах домов и прочих вещах.
Поначалу казалось, что такие ляпы происходят от какой-то непонятной спешки и элементарной неаккуратности при работе с документами. Но потом цифры были подтверждены на пресс-конференции, состоявшейся в мэрии на этой неделе. Видимо, немалая часть кубанского истеблишмента живет в какой-то своей, недоступной простому смертному реальности. В параллельном мире, где миллионеры плодятся сотнями тысяч, при этом они готовы жить в «скворечниках» по 6 квадратов на человека и обходиться без автомобилей, а сказочные города возникают по мановению волшебной палочки за пару-тройку лет. Конечно, при таком полете фантазии уже не до такой банальности как прокладка канализации или расчистка улиц от снега, в котором на этой неделе буквально утонул Краснодар. Если думать об имидже кубанской столицы, то глобально, а что любой снег или дождь превращает ее дороги в непроходимые и непроезжие «направления», то на такие мелочи тратить свое драгоценное время, видимо, не с руки.
Клерки, готовившие документы, судя по всему, тоже оказались «на уровне» и не дали себе «опуститься» даже до расчетов, доступных второкласснику. Трудно себе представить, что будет, когда дело дойдет до проработки действительно сложных вариантов, связанных с согласованием юридических прав, выбором архитектурных решений и т.д. Да и кто этим займется, и будут ли все это действительно прорабатывать или просто чуть попозже, в лучшем случае, ограничатся покаянием: хотели, мол, как лучше, а вышло…?
И еще о печальном. Любая нормальная реконструкция начинается с формирования современной инженерной и транспортной инфраструктуры. Это огромный комплекс работ на много лет. Плюс проектирование и согласования с десятками инстанций, которые занимают уйму времени. Плюс юридические вопросы, права собственности, поиски компромиссов, суды, наконец. Без этого не обходится. Возникает вопрос, когда же все это намереваются делать, ежели «город-сад» должен появиться уже через 3 года? Архитектор Краснодара Александр Кузнецов, правда, называет значительно больший срок – около 10 лет – но тогда непонятно, к чему такая спешка, стремление начать отселение людей уже в апреле, причем ударными темпами - по 100 семей в месяц.
Кроме того, прежде чем приступать к возведению «нового города», необходимо переложить десятки километров канализационных сетей, заменить электросети и трансформаторные подстанции, проложить новый и поменять старый водопровод и т.д. Увы, в «южной столице» по сей день канализационные стоки прямиком попадают в реку Кубань, стекая вдоль улицы Ленина. Интересно, что часть «ливневки» проложена еще в 1917 году. Что же будет с центром и что за имидж уготован Краснодару, если на эту ветхую инфраструктуру «посадить» огромные дома с сотнями тысяч жильцов? Говорить про «архитектурную составляющую» даже язык не поворачивается. За последние несколько десятилетий мы практически утратили тот старый город и сегодня, кажется, бесполезно горевать по тем немногим его остаткам, которые чудом уцелели. Видимо, пришел и их черед.
Если же мы обратим внимание на ранее подготовленные документы, касающиеся развития города, то обнаружим, что местные власти имели свои планы на этот счет. Они были представлены, в частности, на форуме «Кубань-2005», проходившем 4 месяца назад в Сочи. Тогда для привлечения инвесторов, как того требовало руководство краевой администрации, были подготовлены инвестиционные площадки. Всего 16. Из них в центральной части только одна – пашковский Дом культуры на Горького, 78, который предлагалось перестроить в развлекательный центр. Было и много других предложений потенциальным инвесторам по поводу организации разных производств. Но ни слова, ни полслова о грандиозном суперпроекте реконструкции центра. Выходит, что всего несколько месяцев назад высшее руководство города, да и края тоже слыхом о нем не слыхивало. А вот сейчас все о нем заговорили, и в марте хотят уже утвердить. Чудеса, да и только.
Не менее «интересно» выглядит и финансовая сторона проекта. По официальным сообщениям, за 3 года на его реализацию из краевого бюджета должно поступить 9,122 млрд рублей, из муниципального – 3,46 млрд, а от инвесторов… 645 миллионов. Иными словами, программа на 95 процентов должна финансироваться за бюджетный счет. Так может быть, это больницу строят или приют для бездомных, куда бизнес не хочет «вкладываться»? Да нет, это супердорогое жилье в центре города. Гостиницы. Развлекательные комплексы. Гипермаркеты. Легким движением руки (бюджетные) брюки превращаются в шорты!
Нам говорят: «275 миллионов рублей будет направлено на реконструкцию городских улиц, а также объектов социальной и инженерной инфраструктуры. И еще 1,6 миллиарда рублей на переселение людей из ветхого и аварийного жилья». Ну, хорошо, а остальные бюджетные средства на что пойдут? А ведь будут еще федеральные деньги, о которых почему-то – молчок. К тому же 1,6 млрд на переселение 50 тысяч человек явно не хватит. Пусть доплачивает бизнес? Хорошее предложение, правильное. Только вот ни одного договора до сих пор не заключено, и никто не знает, какими они будут. Где-то владельцев будущего супермаркета, возможно, удастся уговорить полностью оплатить жилье для нескольких десятков семей «переселенцев», а где-то придется действовать на паях. Какие условия, кто и сколько будет платить, кого и куда отселять, откуда вдруг возьмется такой сумасшедший строительный бум, возможности которого, кстати, серьезно ограничены по многим позициям имеющимися мощностями местного стройкомплекса? Сплошные вопросы.
А откуда взялась цифра 1,6 миллиарда рублей, которые предполагается потратить на переселение 50 тысяч краснодарцев? Стоимость самого дешевого «социального» жилья определяется в $ 400 за квадратный метр. Социальная норма – 18 кв. метров на человека. 50000х18 = 900000. 900 тыс. кв. метров умножаем на $ 400 получаем, грубо говоря, 360 миллионов долларов или более 10 миллиардов рублей. Так что, инвесторам предложат раскошелиться на 9 миллиардов. Захотят ли они? К тому же мы посчитали стоимость только «социального» жилья, а ведь в центре находятся вовсе не только трущобы. Там есть и дорогие бутики, и весьма приличные дома. Согласятся ли их владельцы обменяться на «социалку» у черта на куличках?
С другой стороны, чтобы строить «социальное» жилье по 400 долларов за квадратный метр необходимы площадки, где бы уже полностью присутствовала вся инфраструктура и отсутствовали любые «обременения». Иными словами, земля должна быть «ничейная» (вариант – муниципальная с последующим изменением формы собственности) и полностью подготовленная к строительству жилых многоэтажек. Много ли у нас такой? Ответ: такой просто нет, и не только в Краснодаре, но и на Кубани в целом. По утверждениям экспертов, из 330 имеющихся площадок, разбросанных по всему краю, ни одна не удовлетворяет всем требованиям.
И последний момент, на который бы хотелось обратить внимание – это уже цитированный «перенос железнодорожного полотна из центра Краснодара за черту города». Разумеется, он тоже продиктован исключительно интересами жителей. Но все-таки возникает вопрос: а кому это полотно так уж мешает жить? Автор этих строк много лет прожил в «городке» Краснодарского масложиркомбината. Дом стоял метрах в 30 от железной дороги. Ну и что? Раз в час простучат колеса какого-нибудь состава – и вновь тишина. Сильно ли мешает спать движение поезда, даже когда находишься непосредственно в вагоне? Да любая мало-мальски оживленная автотрасса причиняет гораздо большие неудобства. Может быть, автодороги тоже необходимо вынести за черту города?
С другой стороны, идея переноса железнодорожных «веток» и вокзала за черту города, безусловно, может быть причислена к нашим местным ноу-хау. Судите сами. Все московские вокзалы – Белорусский, Павелецкий, Ярославский, Курский, Ленинградский – находятся в самом центре. В Питере – та же картина. Помнится, еще Ильич приезжал на Финляндский вокзал, где выступал со своими апрельскими тезисами перед огромным скоплением народа. Народ же, замечу, был при этом избавлен от необходимости топать за тридевять земель на окраину города, а то и вовсе за его пределы. И так везде – вокзалы находятся в центре города. В Ростове, Сочи, Берлине, Варшаве, Праге… Что же нам так не дает покоя железная дорога? То хотим ее с побережья двигать куда-то в горы, миллиардов этак за 45, то выносить из краевого центра. Как при этом ежедневно тысячи людей по нашим пробкам будут добираться через весь город на вокзал и сколько десятилетий нам ждать, когда проложат всю инфраструктуру – совершенно непонятно.
Может быть, правда, тут что-то вроде дымовой завесы. Пока будем обсуждать «планов громадье», под шумок можно будет «реализовать» хотя бы кое-что.
Что будут строить. Один из проектов.
На месте нынешней первой городской больницы, прямо напротив здания мэрии предполагается выстроить 15-этажный гостиничный комплекс. Эта идея давно уже продвигается некоторыми чиновниками. В частности, директором департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодара Владимиром Воронкиным.
Какое-то время вокруг проекта шла борьба. Идея построить гостиницу в прямом смысле слова на костях наших предков показалась привлекательной далеко не всем. Например, заместителю руководителя территориального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей В.П. Клиндухову. Он дал официальное заключение, что «при подтверждении наличия захоронений, вопрос размещения гостинично-делового комплекса должен быть снят, т.к. в соответствии с законодательством РФ использование территории места погребения возможно только под зеленые насаждения». Что тут сказать? Подтверждение это есть. Более того, только в 1891 году, судя по записям в метрической книге, там было захоронено умерших от тифа – 9 человек, от проказы – трое, от чахотки – 13, от злокачественной лихорадки – четверо и т.д. Хоронили скончавшихся от опасных заболеваний до и после этого времени. А ведь многие вирусы могут жить сотни и тысячи лет.
Но страшнее всего вирус морального разложения. Ведь на территории, на которую сегодня «положили глаз» чиновники и бизнесмены, находится старейшее из всех еще сохранившихся в Краснодаре зданий – церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радостей, построенная еще в 40-х гг XIX века. Здесь же в 1833 и в 1853 г. похоронены наказные атаманы Черноморского казачьего войска Алексей Безкровный и Николай Заводовский. Оба прошли всю Отечественную войну 1812 года, принимали участие во всех важнейших битвах, проявили незаурядное мужество и героизм, награждены многими орденами. Тот же Безкровный, например, в Бородинском сражении сумел захватить артиллерийскую батарею и взять в плен двух французских офицеров и девятерых солдат.
Комплекс зданий бывшей богадельни и церкви – одни из немногих сохранившихся в городе, которые несут на себе отпечаток прошлых эпох, где захоронены наши славные предки. Здесь в начале I Мировой войны побывал последний российский император Николай II. Но все это уже, можно сказать, в прошлом. Не зря ведь главный архитектор Краснодара Александр Кузнецов недавно обмолвился, что надо бы провести ревизию памятников архитектуры, а то у нас их целых 300 штук. Многовато, мол, будет для «маленького Парижа».
Так что нам остается попрощаться с последними остатками своей истории. Ведь инвестор – французская фирма «Кеско» - как говорят в городской администрации, уже перечислил 38 миллионов рублей в Фонд развития городской инфраструктуры. Взнос этот, конечно, добровольный, однако, трудно представить, что иностранные бизнесмены будут за здорово живешь раскидываться своими деньгами. Они уже наверняка получили твердые гарантии для своих вкладов, а мы все в очередной раз остались… не то, чтобы в дураках, а скорее…, скорее подтвердили свой «статус» Иванов, не помнящих родства. И раз над нашей историей издеваются как хотят, раз устраивают танцы на костях, а мы все на это равнодушно смотрим, значит, мы по-прежнему все остаемся в приживалках на этой земле, значит, так и надо.
Игорь Ярмизин