Заколдованный круг
В прошлом году торговые центры Москвы столкнулись с острой нехваткой «свежих» ритейлеров: выяснилось, что в большинстве торгцентров пул арендаторов дублируется на 60–75%. По словам самих ритейлеров, разнообразие марок в Москве могло бы быть гораздо больше. Однако приход новых франчайзинговых операторов в свою очередь тормозит нехватка торговых площадей в Москве. Новым маркам, многие из которых хотят открыть пилотный магазин непременно в центре столицы, просто не находится там места.
«Если не удастся найти хорошее помещение, возможно, открытие первого магазина придется перенести на 2007 год»,— посетовал недавно корреспонденту «Бизнеса» топ-менеджер крупной компании, торгующей молодежной одеждой. Компания, крупный ритейлер, управляющий несколькими франчайзинговыми сетями магазинов одежды, недавно приобрела еще одну франшизу.
Осенью предприниматель планировал открыть флагманский магазин новой марки в центре. Однако сначала долго искал магазин, который бы устроил владельцев марки. Найдя несколько, так и не смог выбрать из них тот, в котором бы бизнес был рентабельным. Все владельцы просили слишком высокую, на его взгляд, арендную ставку.
Конкуренция всех со всеми
По словам участников рынка, ситуация, в которую попал собеседник «Бизнеса», совершенно типична для Москвы. «Москве не хватает торговых площадей»,— убеждена менеджер компании Jones Lang LaSalle Анна Савенко. «А нехватка торговых площадей в Москве сдерживает развитие сетей одежды. Индустрия моды могла бы развиваться гораздо динамичней»,— добавляет Крсто Килибарда, директор по маркетингу компании Intersport (развивает по франчайзингу марки Women’s secret, Springfield, Stradivarius и др.).
По словам сотрудника одной из риэлтерских компаний, «все известные марки начинают поиск площадок с Тверской». «Все хотят иметь главный магазин на главной улице города. Искал Stockmann под „флагманский” магазин Zara, теперь ищет Marks & Spencer »,— говорит Анна Савенко.
«Бывает, что магазин на Тверской, это не просто прихоть, а необходимость,— подтверждает ее слова региональный директор Stockmann Петри Анттила.— Например, открытие магазина на Тверской было одним из условий подписания франчайзингового договора с владельцем марки Zara компанией Inditex. У испанцев такая глобальная стратегия: иметь магазин на главной торговой улице города».
На рынке до сих пор вспоминают историю 2004 года, в которой из-за практически полного отсутствия свободных помещений на Тверской из-за магазина «Подарки» на Тверской, 4 пришлось конкурировать двум местным партнерам испанской Inditex — компаниям Stockmann и «Арманго».
Обе рассчитывали торговать там марками, принадлежащими Inditex: финны — одеждой Zara, «Арманго» — маркой Massimo Dutti. Победил Stockmann, пообещавший ОАО «ТД ГУМ», владеющему «Подарками», около $3 млн. Сейчас, по словам Анттилы, Inditex уже самостоятельно ищет еще один магазин на Тверской улице.
Правда, конкуренты удивляются настойчивости оператора Zara. «Искать магазин на торговых улицах в Москве — это пустая трата времени. Проверено»,— говорит Килибарда.
Директор компании «Магазин магазинов» Александр Тишков убежден, что дефицит площадок на торговых улицах будет только возрастать. «Ритейлеры не единственные претенденты на эти „сладкие” места. Есть ресторанный бизнес. Есть банки. Есть на Западе, и будут в России магазины недвижимости, работающие преимущественно в таких местах. Словом, ситуация только будет усугубляться. Если пробиться в торговый комплекс новой марке еще возможно — владельцу торгцентра она, возможно, нужна по концептуальным причинам (например, в качестве „якоря”), то на улице закрепиться маловероятно. Здесь и так мощный трафик, „якорь” не нужен. А нужен тот, кто больше заплатит. Ритейлеры здесь явно проигрывают».
Новым маркам вход закрыт
Торговые центры могли бы выровнять ситуацию. Однако то предложение торгцентров, которое существует в Москве на сегодняшний день, индустрию моды не спасет, считают эксперты. Статистика рисует из Москвы образ вполне благополучного города с точки зрения числа торговых комплексов. По данным Российского совета по торговым центрам, сегодня в Москве около 150 действующих торговых центров. В 2005 году было открыто 20 новых крупных объектов, суммарная торговая площадь которых составила 315 тыс. кв. м.
Однако, Анна Савенко настаивает на том, что из этих 150 торгцентров приходящие в Россию западные одежные марки интересуют лишь единицы. «В самих торгцентрах дефицита вроде бы нет. Но тех, которые соответствуют требованиям западных брэндов с точки зрения месторасположения, управления и концепции (то есть не нарезаются на куски по 50 кв. м, которые сдаются ПБОЮЛам, и т. д.) действительно немного»,— поясняет Александр Тишков.
В большинстве компаний, торгующих одеждой, говорят, что в первую очередь хотят иметь магазин в одном из торгцентров «Мега». «Естественно,— комментирует Анна Савенко.— потому, что иностранцы считают IKEA, которой они принадлежат, единственным опытным девелопером в Москве. Да и кто еще тому же Marks & Spencer знаком в России?»
Гендиректор компании «Арманго» (марки Mango и Pull & Bear) Игорь Мареев отмечает, что новой марки войти в торгцентр почти невозможно. «Придется ждать,— констатирует он.— «Мега—Белая дача» откроется только осенью этого года, а договор аренды мы подписали еще летом 2005-го».
Ритейлеры утверждают, что в очереди на одно место в любом из подмосковных торгцентров «Мега» стоит 20–30 операторов. Ян Брудный, управляющий компании City Property Management (управляет ТРК «Атриум») полагает, что похожая ситуация в большинстве востребованных торговых центров.
«За четыре года существования „Атриума” у нас сменилось не больше 10–12 арендаторов, из которых трое — на фуд-корте. Даже если к нам придет сейчас западный супербрэнд, мы не сможем его пустить к себе, как бы ни хотели — договора аренды рассчитаны на пять лет, расторгнуть их мы не имеем права». «Тем, кто выходит на рынок только сегодня, придется ждать открытия своих торгцентров еще полтора-два года»,— резюмирует Игорь Мареев.
Сергей Канунников