Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |Терроризм: поле боя, не знающее границ


Россия | 14 февраля 2006 | Власть Безопасность Оценка

Терроризм: поле боя, не знающее границ

К настоящему времени анализ практики терроризма и практики ведения бизнеса в нашей стране позволяет сделать вывод, что объекты предпринимательской деятельности и сотрудники на этих объектах могут оказаться в зоне теракта любого вида. При этом жертвами становятся предприниматели, связанные с ними чиновники и сотрудники правоохранительных органов, персонал коммерческих организаций, а объектами разрушения - промышленные здания и сооружения, офисы и транспортные средства. Для объектов предпринимательской деятельности наибольшая доза риска вызвана угрозой криминального терроризма, совершаемого в целях устранения конкурентов, передела собственности и сфер влияния, мести более успешному конкуренту или недобросовестному партнеру и т.п.

Террористические акции в сфере предпринимательства могут иметь различные формы. К ним относятся: применение взрывных устройств (на первом месте), угрозы с ложными предупреждениями о заложенных взрывных устройствах, угрозы аварий и катастроф техногенного характера, осуществляемые путем саботажа и диверсий, поджоги, нападение на сотрудников предприятия.

Расширение зоны и многообразие способов террористических воздействий на субъекты экономики вызывают первоочередную необходимость повышения уровня антитеррористической готовности хозяйствующих субъектов.

Планирование антитеррористической подготовки предприятия

Предметом планирования для обеспечения готовности предприятия как объекта теракта могут являться:

  • действия при совершении или угрозе совершения теракта;
  • меры безопасности при получении угрозы о террористической акции;
  • меры, предпринимаемые при получении предупреждения о подготовленном взрыве;
  • порядок руководства нештатным расчетом командного пункта, группой поиска взрывного устройства и группой эвакуации персонала и посетителей;
  • взаимодействие с силовыми структурами и связь со средствами массовой информации.

Кто должен выполнять планирование? В общем случае им могут заниматься штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые согласно нормативным документам, в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности при соответствующих руководителях учреждений, организаций, предприятий, которые являются по должности начальниками гражданской обороны. Однако если такого органа не существует, необходимо либо образовать специальную группу, либо поручить эту работу своему сотруднику.

При планировании следует:

  • назначить членов (основных и резервных) расчета командного пункта на случай чрезвычайных ситуаций, определить ему место для разворачивания в помещении, оборудованном средствами электро-, радио- и сотовой связи и, желательно, средствами централизованного наблюдения и отображения обстановки, а также для защищенного хранения необходимого оснащения при обычном производственном режиме;
  • определить события, которые являются начальными для сбора расчета КП и передачи ему полномочий по управлению организацией в чрезвычайной ситуации (при угрозе взрыва);
  • иметь в помещении, предназначенном для командного пункта, читаемый план здания, помещений и коммуникаций, а при необходимости и прилегающей территории;
  • согласовать с органами МВД и МЧС взаимодействие по обеспечению безопасности предприятия в повседневном режиме и при реагировании на угрозу террористического акта;
  • провести с органами МВД и МЧС совместный осмотр здания (помещений) и прилегающей территории, а также проектной документации на здание (здания, занимаемые предприятием) с целью выявления мест, где наиболее вероятно размещение или закладка взрывных устройств. Составить схемы таких мест, их расположение отразить на планах здания и прилегающей территории, определить режим регулярной проверки таких мест собственными силами и средствами. Эти документы должны иметь статус конфиденциальных (где есть секретное делопроизводство - секретных), должны использоваться штабом в ситуациях, четко определенных инструкцией. Уровень подготовки террористов таков, что они закладывают взрывчатку всегда в «нужные места». Чтобы этого не происходило, на объектах такие места должны находиться под профилактическим контролем;
  • разработать план или схему связи с подразделениями МВД, ФСБ и МЧС, выполняющими обезвреживание взрывных устройств (разминирование), учреждениями «Скорой помощи», организациями - поставщиками газа и электроэнергии, коммунальными службами и т.п., приобщить эти планы и схемы к документации расчета командного пункта;
  • разработать план действий, в котором первым пунктом определить вызов милиции и сотрудников ФСБ, использовать его для постоянных тренировок по взаимодействию;
  • совместно с перечисленными структурами при разработке плана действий при угрозе (совершении) террористического акта выяснить порядок осмотра здания (помещений) в случае получения угрозы о заложенном взрывном устройстве;
  • предусмотреть обучение сотрудников поведению в условиях угрозы террористического акта;
  • обеспечить всех сотрудников, особенно работающих с многоканальными телефонами, инструкциями о том, как необходимо действовать при получении угрозы взрыва, и специальными картами опроса. Сотрудник, принимающий по телефону такую угрозу, должен вести переговоры и действовать согласно этой карте;
  • разработать план проверок и тренировок сотрудников, назначенных в расчет командного пункта;
  • назначить и спланировать подготовку группы эвакуации персонала и посетителей, группы поиска взрывных устройств, обеспечить связь командного пункта с этими группами и подготовить регламент такой связи для исключения ее потери.

Назначению и подготовке людей, осуществляющих эвакуацию посетителей, сотрудников и персонала, следует уделять особое внимание. Центральными вопросами такой подготовки являются способы получения ими информации и ее содержание, санкционирующее безусловное начало организованной эвакуации. Такая информация не должна быть безадресной. Форма, адресность и полнота сообщения должны способствовать организованной эвакуации, предполагающей соблюдение определенных темпов, направлений, способов движения и т.п.

На предприятии возможна отработка двух взаимосвязанных планов: плана обеспечения повседневной безопасности и плана действий при угрозе (совершении) террористического акта. Здесь следует отметить, что весь комплект планов, инструкций дежурным службам предприятия, документов по взаимодействию, положений о службе безопасности организации, об отделении технических систем охраны должен отрабатываться на основе единого контекста, в качестве которого выступает концепция безопасности организации. Концепция безопасности с прилагаемыми планами, инструкциями, положениями и документами по взаимодействию представляет собой детально проработанный план обеспечения безопасности организации.

В документах плана целесообразно отражать возможные варианты развития обстановки для различных видов террористических акций. Учитываемыми вариантами могут быть:

  1. Варианты начала террористической акции (вооруженное нападение на объект с угрозой взрыва, телефонный звонок с предупреждением о заложенном взрывном устройстве и способе его подрыва, совершение теракта путем взрыва). Возможно планирование различных начальных действий для каждого варианта.
  2. Варианты завершения террористической акции (операция по освобождению сотрудников-заложников, эвакуация сотрудников, ликвидация последствий взрыва и оказание медицинской помощи).
  3. В дальнейшем следует проверять планы и другие документы на критичность по отношению к реальным обстоятельствам в связи с фактами совершенных или предотвращенных ограблений, краж и террористических актов, имевшими место на схожих предприятиях и общественных объектах.

Признаки, призывающие быть на чеку

Знать возможные признаки подготовки к теракту против конкретного предприятия необходимо для того, чтобы исследовать их при планировании антитеррористической подготовки и учитывать при согласовании взаимодействия с силовыми и оперативными структурами правоохранительных органов.

На основе анализа оценок специалистов признаки непосредственной подготовки к террористическому посягательству на объекты в физических границах предприятия можно представить следующим списком:

  • появление вблизи или на территории организации лиц, ведущих себя неестественно или проявляющих необоснованный интерес к деятельности организации;
  • случаи поиска и использования окон квартир, домов, магазинов или кафе для наблюдения за деятельностью организации;
  • случаи опроса людей во внешнем окружении о деятельности организации;
  • поведение лиц, изучающих (внимательнее обычного) распорядок работы организации и режимы работы сотрудников;
  • выявление в окружении сотрудников организации лиц, связанных с преступной средой, пытающихся завести знакомство (расположить к себе) с ними или их родственниками;
  • события, в ходе которых проявлялся «нездоровый» интерес к сфере коммерческой деятельности организации;
  • неадекватное поведение или повышенный интерес к делам организации лицами со стороны во время или накануне перемещения или прибытия туда ценных грузов;
  • появление «по делам службы» на территории организации или вблизи сотрудников милиции, пожарной охраны и т.п. (то есть имеющих право проверять), вызывающих подозрения своим видом, поведением или характером документов;
  • попытки получить, например в бюро технической инвентаризации, проектной или строительной организации, техническую документацию на здание или помещения;
  • появление лиц, фиксирующих на кино-, теле- и фотоносители расположение организации, помещения и рабочие места сотрудников;
  • попытки прорваться через контрольно-пропускные посты в здание или помещения организации в рабочее время или через системы защиты в любое время;
  • события, классифицируемые как попытки проверки режима охраны путем разбивания стекол, стука в дверь, простукивания стен, телефонных звонков и т.п.;
  • факты, свидетельствующие о (возможном) прослушивании телефонов организации или случаи «уточнения» номеров телефонов и их принадлежности;
  • длительные стоянки автомашин вблизи организации или их неоднократные появления там при отсутствии стабильного стояночного режима;
  • попытки обнаружить и изучить охранную систему и защитные (запорные) устройства.

Признаками возможного начала преступного посягательства считаются:

  • наблюдение за всеми (многими) сотрудниками организации вне службы одновременно;
  • телефонные звонки (отвлекающие, угрожающие и т.п.) вне службы одновременно всем или части сотрудников организации;
  • получение повесток, записок или иных документов (сообщений) с вызовом или приглашением всем сотрудникам организации явиться одновременно в определенное время в одно или различные места;
  • внезапные поломки (повреждения при дорожно-транспортном происшествии) автомашин сотрудников организации;
  • похищение (исчезновение) сотрудников организации или их родных и близких;
  • иные непонятные, нетипичные ситуации на фоне обычного ритма жизни организации и ее сотрудников;
  • обнаружение подозрительных предметов в помещениях и на территории своего объекта, наличие которых не вызвано особенностями внутренней деятельности.

В последнем случае необходимо убедиться в том, что у обнаруженного предмета среди присутствующих лиц нет хозяина.

Категорически запрещается трогать или перемещать подозрительный предмет для проверки лицами, в чьи обязанности не входит работа по нейтрализации взрывных устройств.

Основными демаскирующими признаками установки взрывных устройств могут считаться:

  • следы ремонтных работ на полу, стенах, участки с нарушенной окраской или участки, поверхность которых отличается от общего фона;
  • выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли;
  • появление пустот в стенах;
  • натянутая проволока, шнур, веревка, шпагат;
  • остатки различных материалов, нетипичных для данного места.

При обнаружении предмета, чей вид кажется похожим на взрывное устройство, необходимо:

  • отойти в безопасное место (на безопасное расстояние, за естественную или искусственную защиту), двигаясь путем, обратным первоначальному;
  • оценивая обстановку, продолжать наблюдать за этим предметом или местом, где он обнаружен;
  • использовать доступные возможности, чтобы не допустить в опасное место других людей;
  • сообщить руководству организации (в органы УВД) о вызывающей подозрение находке.

Конечно, определение безопасного места производится субъективно. Но, в общем случае, дистанция от места расположения вероятного взрывного устройства может находиться в диапазоне от достаточной для того, чтобы в случае взрыва успеть лечь на пол (землю), до необходимой для того, чтобы воспрепятствовать прохождению людей в сторону подозрительного предмета.

Категорически запрещается брать в руки обнаруженный предмет, двигать его, подвергать механическим воздействиям.

Когда наступает время действовать

С наступлением событий, классифицируемых как признаки непосредственной подготовки к посягательству, руководству организации (службе безопасности) необходимо предпринять следующее:

  • оценить сообщения (сведения) и провести анализ информации, как накопленной, так и поступающей без специальных или по специальным запросам;
  • если есть возможность, непосредственно на месте дать оценку фактам и событиям, классифицированным как признаки непосредственной подготовки;
  • смоделировать возможные варианты посягательства (способы, средства и силы), ранжировать их по вероятности осуществления, выработать оптимальные или рациональные варианты собственных действий;
  • по результатам оценки определить цели и поставить задачи, которые необходимо решить в процессе защиты;
  • рассмотреть, скорректировать и утвердить выбор способов и распределение сил и средств, порядок их применения для выполнения защиты в соответствии с прогнозируемыми сценариями посягательств.

Применяемые меры и используемые силы и средства должны соответствовать критериям защиты персонала и имущества, принятым в организации.

В крупных организациях возможно формирование аналитических групп по типу создаваемых в США в кризисных ситуациях на период их разрешения. Данная группа является нештатным временным органом, в состав которого могут входить эксперты разного профиля (как правило, 10-15 человек): руководящий сотрудник организации, один или двое психиатров или психологов, представитель разведывательного направления службы безопасности, представитель службы физической охраны службы безопасности, специалист по инженерно-техническим вопросам, специалист по связям с общественностью, представитель правоохранительного органа, а также частные лица в случае захвата заложников (их родственников, друзей), способные дать им характеристику. Такая группа предназначена для быстрой выработки предварительных рекомендаций, необходимых лицу, руководящему антитеррористическими мероприятиями, для принятия решения. Аналитическая группа работает методом «мозговой атаки», собираясь 2-4 раза в день для разработки рекомендаций по выбору средств и способов ликвидации кризисной ситуации.

Особо важное значение имеют действия после завершения или ликвидации террористического посягательства. При подготовке к этому этапу следует учитывать влияние различных факторов на реакцию человека, оказавшегося в стрессовой ситуации террористического акта. Как считают ученые, она лишь на четверть зависит от персональных качеств индивидуума: психических свойств (мотивационных и стилевых черт личности), подготовленности, возраста, соматических заболеваний. Еще на четверть - от особенностей травмирующей ситуации: внезапности, интенсивности, длительности действия поражающих и дезадаптирующих факторов. А на остальные 50% реакция человека, обеспечивающая его способность перенести воздействие стрессовых факторов террористического акта с минимальными потерями, зависит от организации спасательных работ, от информированности о том, что именно предпринимается для спасения, и о том, как себя вести, от коллективного поведения, которое во многом определяется тем, насколько готово общество к возникновению чрезвычайной ситуации.

Возможность сохранения жизни большинству пострадавших зависит от того, оказана ли им квалифицированная медицинская помощь в течение первого часа после воздействия поражающих и дезадаптирующих факторов.

Учитывая это, руководству организации совместно со службой безопасности необходимо позаботиться о том, чтобы:

  • все пострадавшие и раненые лица были доставлены в профильные медицинские учреждения с обязательной регистрацией данных о них по паспортам или другим документам или сообщенных ими (о них) устно данных;
  • ни одна из возможных улик не исчезла и не претерпела изменений;
  • никто из свидетелей не покинул место преступления (за исключением нуждающихся в медицинской помощи);
  • никто из посторонних не входил в помещение, не въезжал на территорию организации, за исключением сотрудников правоохранительных органов и спецслужб;
  • служащие организации и посетители, которые видели нападавших, по возможности составили их описание, заполнив для этого специально разработанную анкету;
  • составляющие описания нападавших при этом не общались друг с другом, чтобы не оказаться под взаимным или односторонним влиянием;
  • не делалось никаких заявлений для прессы и электронных средств массовой информации без консультаций с адвокатом и до того времени, пока правоохранительные органы не выполнят предусмотренные следственные действия.

Общение с прессой должна осуществлять служба по связям с общественностью. Она также обеспечивает необходимой информацией государственные органы, ответственные за борьбу с терроризмом. Любые действия средств массовой информации должны координироваться этой службой, которая в своих действиях должна учитывать интересы правоохранительных органов.

После завершения первоочередных мер оказания помощи пострадавшим и организации опроса свидетелей службой безопасности для руководителей и органов МВД (спецслужб) подготавливается сводка, в которой излагаются следующие обстоятельства:

  • время и характер посягательства, применяемые средства, оружие и спецтехника, объекты и средства воздействия, наличие потерпевших и жертв, нанесенный ущерб;
  • сведения о нападавших, их приметы, направления их отхода и использованный для этого транспорт;
  • сведения о лицах, вовлеченных в происшествие: количество, при возможности указание их паспортных данных (сотрудники организации, потерпевшие из числа клиентов фирмы, свидетели происшествия, случайные прохожие и т.д.);
  • сведения о пострадавших лицах, состоянии их здоровья, мерах по оказанию им первой медицинской помощи, адресах и телефонах медицинских учреждений, куда они были доставлены для оказания квалифицированной медицинской помощи;
  • сведения о сотрудниках и составе нарядов службы охраны организации, сотрудниках подразделения милиции или вневедомственной охраны МВД, обеспечивающих охрану объекта.

В заключение следует отметить, что антитеррористическая устойчивость в целом достигается соответствующей подготовкой к возможным террористическим актам на объектах предпринимательской деятельности. Оценка же влияния терроризма на экономику была дана на саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2002 году: «Теракты в различных странах за последний год не позволили увеличить валовой продукт в странах АТЭС на один процентный пункт».


Тема дня