Элита на полу
Напольные покрытия – это основа любого интерьера, причем как в прямом, так и в переносном смыслах. Поэтому очень важно правильно выбрать именно «ваш» пол – ведь от этого выбора будет зависеть весь вид вашей квартиры.
Выбирая напольное покрытие, помните, что в разных зонах пол подвергается различным воздействиям (грязь, механические повреждения от обуви и мебели и т. п.). Кроме того, в «половом вопросе» сложились некоторые стереотипы: в ванной и на кухне укладывают керамическую плитку, в гостиной – паркет и т. д., хотя все озвученное – отнюдь не аксиома, все зависит от предпочтений хозяина квартиры и ТТХ подпольного наполнения (например, теплый пол предпочтительно «накрывать» керамикой, поскольку она лучше всего проводит тепло, и если вам захочется устроить такой пол в гостиной, то паркет вам не подойдет).
Naturelle – это главное
Элитными сегодня можно назвать большинство натуральных напольных покрытий, изготовленных из дорогих материалов, в которых количество используемой химии минимально. И царем царей здесь по праву считается паркет. Как ни странно, в нашей стране паркет долгое время был чуть ли не основным напольным покрытием, самым доступным и самым востребованным. Причем стоимость его была невелика, так как проблем с древесиной в нашей стране никогда не наблюдалось. Но тенденция, существующая на Западе, докатилась и до нас: паркет стали повсеместно заменять более дешевым ламинатом, полиграфической имитацией натуральной древесины, и он перешел в категорию дорогих, элитных материлов. Стоит отметить, что кроме стоимости самого паркета немалых денег стоит его укладка и последующее поддержание в надлежащем состоянии (циклевка, регулярное покрытие воском) на протяжении всего срока использования.
К элитным материалам можно отнести (не удивляйтесь) и некоторые ковролины, изготовленные в основном из натуральных материалов, а также дорогую керамическую плитку (к примеру, фабрики «Bisazza», которая в свою продукцию помещает несколько граммов золота или платины).
Первенство по престижу и эксклюзивности среди деревянных напольных покрытий, безусловно, принадлежит художественному узорному паркету, далее следует массивная доска, затем штучный паркет, а замыкает ряд паркетная доска.
Дерево по-царски
Узорный паркет из цветной древесины – так называемый наборный, или художественный, – появился довольно давно: полы из различных пород дерева изготавливались еще три тысячи лет назад. В нашей стране к созданию первых художественных паркетных полов приложил руку сам Петр I, который собственной царской дланью составил орнаменты для дворцовых паркетов в проектируемом Петергофе. Именно тогда и родился русский художественный паркет. Над его рисунками сперва трудились иностранцы, в том числе Леблон, Растрелли, Фальконе, а потом и русские мастера. Шедеврами, созданными их руками, до сих пор можно восхищаться, прогуливаясь по дворцам в Петербурге, Павловске, Ораниенбауме, Петергофе, Царском Селе.
Узорный наборный паркет существенно отличается от штучного, поскольку он имеет большое количество разнообразных по форме деревянных деталей, часто криволинейных. Эти элементы не могут соединяться по принципу «паз – гребень», как типовые штучные планки. Художественный паркет набирают из нескольких пород дерева, различающихся по цвету и тону, в зависимости от рисунка, который необходимо получить в результате.
В нашей стране кроме родных березы, ольхи, сосны, лиственницы, клена, груши, яблони, вяза, можжевельника и прочих для паркета, в том числе художественного, широко применяется заморская древесина: фиолетовый палисандр, розовый амарант, желтое и красное сандаловое дерево, шелковица, черное эбеновое и табачное дерево, белый и красный кипарис, тисс, чинара, туя, оливковое дерево. Используя эти непохожие и разнообразные по рисунку материалы, можно создавать самые прихотливые и сложные узоры, а нынешние технологии, в том числе, к примеру, лазерная резка, позволяют творить уж поистине все, что только душа пожелает.
Современные паркетные фирмы сегодня идут несколькими путями в создании художественной составляющей паркета. Один из самых простых (по нему также идут многие производители классических каминов или мебели «под старину») – это копирование образцов прошлого, т. е. создание по рисунку паркетов в стиле барокко или классицизма, благо за такими образцами даже ездить далеко не надо.
Другой путь – это талантливые стилизации, сочетание стилизованного паркетного рисунка со всей структурой интерьера, деталями внутреннего убранства дома: сюда входит не только мебель, отделка стен, но и такие мелочи, как дверные ручки. С такой работой способен справиться лишь профессионал – автор общего замысла, архитектор и дизайнер в одном лице, что случается нечасто.
Третий путь – создание нового декоративного решения, т. е. оригинального художественного произведения. Рисунок наборного паркета дизайнеры связывают с общей архитектурной конструкцией интерьера, с планом полов, назначением каждого помещения и т. п. Это позволяет добиться разнообразия в оформлении пола, добавить каждому помещению свою изюминку, подчеркнуть разные зоны.
Стоит также отметить, что художественный паркет может включать в себя не только деревянные составляющие, но и металл (обычно алюминий, бронзу или медь), перламутр или янтарь. Такая техника называется инкрустацией.
Своя в доску
Известный и часто используемый в нашей стране материал – массивная доска – сегодня попал в разряд элитных. Никуда не убежать от влияний Запада. А еще совсем недавно доску в качестве напольных покрытий использовали при строительстве разве что самых дешевых деревянных сооружений, например бараков. Дощатые полы многократно перекрашивались, застилались паркетом или линолеумом, и никто и не думал гордиться таким сомнительным достоянием – деревянным полом. Правда, доска тоже бывает разная.
Теперь ситуация сильно изменилась. Для производства половой доски используется древесина как лиственных пород дерева (дуб, бук, клен, ясень), так и хвойных (сосна, лиственница, ель). Этот материал позволяет получить монотонную деревянную поверхность или же «поиграть» с текстурой, подбирая доски по рисунку дерева или по оттенкам. Кроме того, некоторые производители предлагают доску нестандартных цветовых решений, которые достигаются в заводских условиях. Так, доску выскабливают, создавая на поверхности затертости и шероховатости, искусственно состаривают.
Другой вид обработки – колеровка, когда дерево окрашивают морилками или маслами в определенные цвета. С помощью такой процедуры доска приобретает белый, серо-голубой, зеленый, синий, черный цвета, что не может не радовать дизайнеров.
Керамика
Керамика, к сожалению, не имеет четко выраженной структуры, по которой можно было разделить ее на «эконом» и «эксклюзив»-классы, кроме разве что цены. Керамическая плитка – это безусловно натуральный материал, и здесь речь может идти о новых коллекциях, об очень известных брендах и фабриках, которые высоко котируются в мире керамической моды («Porcelanoca», «Saint Agostino», «Refin», «Granitifiandre», «Ricchetti», «Saloni», «Aparici», «Rex», «Bisazza» и др.), или об уникальных технологиях. К примеру, «Casa Pui» производит мозаику из вулканической лавы. А на прошлогодней выставке «Cersaie» фабрика «Rex» продемонстрировала коллекцию «Matouche» – плитку, имитирующую кожу животных.
К элитным напольным покрытиям относятся сложные декоры, бордюры и панно из керамического гранита, а также другие декоративные элементы, которые можно выполнить на фабрике по рисунку дизайнера. Такие работы выполняют без больших сложностей китайские производители, например фабрика «New ZhongYuan Ceramics».
Создание дорогой плитки – это применение дорогих пигментов и дизайнерских решений. Это самые затратные этапы в изготовлении плитки, и поэтому цена таких материалов достаточно высока.
Сегодня актуальна плитка очень маленьких (мозаичная) и очень больших размеров. При этом крупная ректифицированная плитка может быть уложена безшовно и создавать иллюзию единого целого. Поэтому при выборе элитной плитки не стоит забывать о необходимости качественного выполнения работ по ее укладке.
Александр Морозов