Операторы ищут подход к входящим
1 июля вступят в силу поправки к закону "О связи", которые запрещают российским операторам связи брать с абонентов плату за входящие звонки - в феврале их узаконила Госдума. Новые правила игры приведут к перераспределению средств внутри отрасли, главным образом между операторами мобильной и фиксированной связи. Эксперты отмечают, что в результате сотовые компании могут потерять сотни миллионов долларов, а компенсировать часть этих потерь придется абонентам - как фиксированной связи, так и мобильной. Уже сейчас некоторые операторы начинают пересматривать свои тарифы.
Звонящий платит за всех Международный стандарт взаимоотношений на рынке связи, описываемый принципом Calling Party Pays (CPP), или "Платит звонящий", должен был начать работать еще 1 июля 2005 года. Представители Министерства информационных технологий и связи сообщили об этом ровно год назад, комментируя "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи". Это один из ключевых подзаконных актов к закону "О связи", вступивший в силу 1 января 2006 года. В соответствии с этим нормативным документом тарификация входящих звонков запрещалась. Соответственно, входящие звонки на сотовые телефоны с наземных начинали тарифицироваться поминутно. Называлась даже конкретная сумма - 1,8 руб. (около $0,06) за минуту разговора абонента стационарного телефона с абонентом сотового оператора - столько же стоила минута междугородной связи на минимальное расстояние. Но так как участники рынка оказались не готовы в сжатые сроки пересмотреть тарифы и перезаключить межоператорские соглашения, регулятор отложил введение CPP ровно на год - на 1 июля этого года.
В феврале этого года Госдума законодательно оформила бесплатные входящие звонки, приняв соответствующие поправки к закону "О связи". Пока операторы связи не готовы сообщить, во сколько им это обойдется. Рынок ждет утверждения государством методики расчета цен на услуги присоединения и пропуска трафика, которые прямым образом скажутся на межоператорских расчетах. Тем не менее специалисты уже предполагают, в чью пользу произойдет перераспределение средств, которые клиенты платили за входящие звонки. Определенные потери в результате внедрения CPP понесут сотовые компании. В выигрыше будут операторы фиксированной связи.
В поисках утраченного В структуре выручки "большой тройки" сотовых компаний (МТС, "Вымпелком", "МегаФон") доходы от входящего трафика занимают относительно небольшую долю - около 10%. Но если исходить из того, что оборот лидеров российского сотового рынка в 2005 году составил около $10 млрд, нетрудно подсчитать, что входящая связь приносит им до $1 млрд. По подсчетам экспертов ACM-Consulting, мобильные операторы с 1 июля начнут получать за входящую связь по крайней мере в пять раз меньше, чем получают сегодня. В результате их потери могут составить сотни миллионов долларов.
Конечно, звонки на сотовые телефоны не станут совершенно бесплатными. Звонок с одного сотового телефона на другой оплачивается звонящим и сегодня, а вызовы с наземного телефона на мобильный начнут тарифицироваться с 1 июля. Часть этих денег операторы фиксированных сетей будут отдавать сотовым компаниям, и это частично компенсирует операторам мобильной связи потери от бесплатных входящих.
"Мы пересмотрим соглашения со всеми операторами и за счет этого постараемся компенсировать наши убытки от введения CPP",- говорит пресс-секретарь компании МТС Кирилл Алявдин. Но полностью таким образом потери возместить не удастся. "Обмен трафиком между крупнейшими игроками сотового рынка примерно равный, следовательно, в этом сегменте ожидать роста доходов не приходится,- говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.- А тарифы при звонках с фиксированных телефонов на сотовые социально чувствительны, правительство не утвердит экономически оправданных тарифов в этой области. Чтобы это понять, достаточно вспомнить негативную общественную реакцию на разговоры о введении CPP в прошлом году". Госпожа Саяпина уверена, что минута связи при звонке с городского на мобильный в рамках одного региона не будет стоить дороже называвшихся Мининформсвязи год назад $0,06, при том что среднерыночная цена на минуту связи при таком звонке составляет около $0,15. "Шесть центов еще придется делить между оператором фиксированной связи и сотовым оператором,- говорит Елена Саяпина.- И пока нет никакой уверенности, что сотовый оператор получит хотя бы половину из этой суммы".
Еще одним способом компенсации потерь представляется повышение тарифов сотовыми компаниями. Эта мера непопулярная, поэтому представители сотовых компаний в публичных заявлениях обещают цены не повышать. "Мы даже не рассматриваем вариант повышения тарифов, какой бы ни была плата за введение CPP,- поделился с Ъ представитель одной из крупных сотовых компаний.- Любое изменение тарифов повлечет немедленный проигрыш в конкурентной борьбе, ведь летом этого года начнется борьба за лояльность абонентов, то есть попытки сохранения абонентских баз". Однако уже сегодня есть основания полагать, что некоторая коррекция тарифов все же состоится. Так, на прошлой неделе "Вымпелком" представил в Санкт-Петербурге свой первый рублевый тариф "Проще говоря". Все входящие, в том числе с городских телефонов, в этом тарифе бесплатны, а минута связи с мобильными и городскими телефонами стоит 2 рубля (около $0,07). Для сравнения: минута исходящей связи в популярном тарифе "Вымпелкома" в Санкт-Петербурге, который называется "Зажигай", стоит в три раза ниже.
В "МегаФоне" также отметили, что заранее готовились к введению CPP и потому с конца 2005 года начали активно добавлять к своей актуальной линейке тарифы с бесплатными входящими.
Масштаб сложностей, которые могут начать испытывать сотовые компании с внедрением CPP, во многом объясняется моментом внедрения нового принципа расчетов - когда рынок мобильной связи уже насыщен. "Уровень проникновения сотовой связи на российском рынке превышает 85%, в стране почти 100 млн человек пользуются сотовой связью, в то время как большинство других стран работали по принципу CPP с того момента, когда сотовая связь только начинала развиваться,- отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.- Поэтому нельзя строить прогноз о влиянии CPP на российский рынок по украинской модели, где CPP появился, когда проникновение сотовой связи было на уровне 30%. Например, всплеска новых подключений к сотовым сетям в результате введения CPP не будет". Госпожа Панкратова отмечает, что тарифы украинских сотовых операторов уже несколько лет строились с учетом CPP, в то время как большинство российских компаний до сих пор не имеют в своем арсенале достаточного количества тарифов с бесплатными входящими.
Окупаемые затраты В выигрыше от внедрения CPP окажутся операторы фиксированной связи. "Мы ожидаем, что выручка дочерних компаний 'Связьинвеста' в 2006 году увеличится, чему поспособствует переход на новые принципы расчетов с абонентами,- говорит аналитик ИГ 'Атон' Надежда Голубева.- О планируемом увеличении выручки говорят и частные операторы фиксированной связи, впрочем, по сравнению с их годовым оборотом выигрыш от введения CPP будет невелик. Так, для предприятий 'Связьинвеста' он составит несколько десятков миллионов долларов в год. Естественно, выигрыш будет сильно зависеть от размера тарифа для конечного абонента, но ожидать, что этот тариф будет высоким, не стоит - в таком случае операторы фиксированной связи только проиграют, ведь их услугами никто не будет пользоваться".
В предприятиях "Связьинвеста", четвертого по оборотам российского игрока на рынке связи, основную часть работ при введении CPP связывают с необходимостью перенастройки биллинговых систем на поминутную тарификацию и выставления счетов абонентов. "Основные изменения при введении CPP для компаний группы 'Связьинвест' связаны с необходимостью тарификации соединений от абонентов сетей фиксированной телефонной связи с абонентами сетей подвижной радиотелефонной связи как внутризоновых соединений и выставления счетов абонентам,- говорит директор департамента информационного обеспечения холдинга 'Связьинвест' Олег Михайлов.- Работы в этом направлении ведутся". Господин Михайлов не уточнил объем вложений "Связьинвеста", связанных с этими затратами, но, по оценкам аналитиков, они составляют не менее $10 млн. Об объемах дополнительных доходов предприятий "Связьинвеста" от внедрения CPP господин Михайлов говорить не стал.
"Одобренные Госдумой поправки к закону 'О связи' оставляют широкие возможности для трактовки закона в пользу каждого из участников рынка,- отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова.- Если учитывать, что государство до сих пор владеет 75% акций 'Связьинвеста', легко можно предположить, что трактовки эти будут в пользу дочерних компаний холдинга, а не в пользу сотовых операторов. Поэтому участники рынка надеются, что возникающие в ходе внедрения CPP вопросы будет решать комиссия в составе регулятора и всех представителей отрасли".
В то же время прибыли, которые фиксированные операторы рассчитывают получить от внедрения CPP, позволяют им покрыть необходимые затраты на дооснащение своих сетей примерно за год. "Все технические и организационные работы, связанные с переходом на CPP, мы оцениваем максимально в $400 тыс. Эти затраты для нас не являются существенными,- говорит генеральный директор одной из частных компаний фиксированной связи.- В то же время за счет новых принципов межоператорских расчетов и новых правил оплаты телефонных переговоров при переходе на CPP наша компания может получить к концу этого года до $0,5 млн".
Дмитрий Захаров