Все о стеллажах
В последние годы в Москве, да и в других крупных городах России стоимость аренды складских помещений постоянно увеличивается. Крупные строящиеся зоны хранения активно перемещаются в Подмосковье, однако и там рост цен на землю вынуждает инвесторов искать варианты для более эффективного использования пространства склада. Наиболее простое решение заключается в использовании стеллажного оборудования.
Все определяет технология изготовления
Выбор из двух вариантов монтажа стеллажных конструкций обусловлен той концепцией склада, который хочет реализовать его владелец.
Зацепные стеллажи, безусловно, обладают целым рядом несомненных преимуществ. Они более мобильны, уровни балок легко меняются под габариты конкретного груза, что позволяет более оптимально использовать высоту склада, его емкость. Обслуживающая их подъемно-транспортная техника в таких условиях также работает более эффективно.
Для изготовления конструкций с зацепами используется катаный, заранее перфорированный профиль. Геометрия профиля выполнена так, что стойки и балки стеллажей легко соединяются, очень компакты, а, значит, легче и дешевле транспортируются и быстро собираются. Элементы зацепных стеллажей изготавливаются прокаткой, поэтому могут иметь практически любую длину: последняя лимитирована лишь теми нагрузками, которые может выдержать стеллаж, и конфигурацией профиля элементов. Это производство не только менее металлоемкое, но и практически безотходное. Необходимая прочность и устойчивость элементов обеспечивает большое количество продольных гибов, служащих ребрами жесткости. Чем больше гибов, тем жестче стойка. В результате, используя даже очень тонкий металл, можно добиться большей жесткости и устойчивости стеллажной конструкции: профилированные стойки, имея ту же жесткость и прочность, что и обычный швеллер с 4-миллиметровой стенкой, в два-три раза легче. Таким образом, зацепные конструкции - более технологичная продукция, поскольку при их производстве используется меньше рабочей силы и технологических операций, получается меньше отходов. Кроме того, уже в процессе производства, на выходе, металл можно подвергнуть цинкованию, нет необходимости в покраске.
При производстве стоек болтовых стеллажей используется готовый сортамент - толстостенный швеллер из черного металла. Он перфорируется под крепления балок, после чего стойки свариваются. Получившаяся ферма в дальнейшем обязательно красится, а ее предельная высота фактически определяется высотой камеры окраски и применяемой технологией (порошковой, лако-красочной или др.), поэтому обычно не превышает 11,8 м. Эта же та максимальная длина, которая наиболее удобна для перевозки, а, кроме того, в России пока просто нет складов, для которых требуются конструкции большей высоты.
Болты или зацепы: что лучше?
Технология изготовления определяет те недостатки, которыми отличаются конструкции на болтах. Жесткие плоские неразборные рамы, использующиеся в таких стеллажах, занимают много места и весьма неудобны для перевозки. Практика показывает: если для перевозки болтовых стеллажей требуется, условно говоря, десять единиц автотехники, то для зацепных стеллажей нужно всего две.
Однако не надо думать, что зацепные стеллажи обладают исключительно одними преимуществами. Они всегда предъявляют первоначально высокие требования к самому зданию, поэтому используются в основном на складах класса А или складах ответственного хранения. Их нельзя устанавливать в ангарах, где пол сделан из асфальта или старого бетона; для монтажа нужна хорошая подготовка помещений, идеально ровные полы, поскольку при использовании зацепных стеллажей очень мала площадь самого зацепа со стойкой. Если на болтовых стеллажах при соединении балки и стойки есть "люфт" (стойки могут "играть" и нивелировать неровности полов), то на зацепных имеется от четырех и более точек контакта одного края балки со стойкой. Перепады высот у основания стеллажей в последнем случае недопустимы, потому что балка не станет ровно и просто стеллаж не соберется.
Как следствие конструкции на болтах применяются на тех рабочих складах, которые занимаются продажами, и не используются там, где осуществляется ответственным хранение и на складах класса А. Однако этот вариант совсем не означает, что такие конструкции дешевле: просто они используются для обустройства более дешевых складов, где нет повышенных требований к полам. Стоимость стеллажей обоих типов на сегодня примерно одинаковая, а экономия достигается в основном за счет того, что болтовые конструкции не требуют дополнительной подготовки полов. Существующие склады имеют полы совершенного разного качества. На строящихся, крупных, а, следовательно, и более дорогих складах инвесторы изначально не экономят на подготовке пола. Даже при сравнительно небольшой площади склада в 1000 м2 цена подготовки пола сопоставима со стоимостью установки стеллажей и надо выбирать: либо экономить на подготовке полов, либо вкладывать дополнительные средства.
Области использования
Как мы видим, каждая конструкция имеет свои плюсы и минусы, свои области использования. На сегодня рынок не имеет определенных предпочтений: и у обоих типов конструкций есть свои покупатели, т.е. существует рынок стеллажей зацепных и рынок стеллажей болтовых. Там, где существуют особые требования к покраске оборудования, как в магазинах "кеш энд керри", предпочитают ставить зацепные конструкции. Здесь склад одновременно является и витриной, поэтому внешний вид является "лицом" торгующей фирмы и работает на ее имидж. В таких случаях предпочтение отдается оцинкованным конструкциям, покрытие, которое меньше стирается со временем, а, значит, дольше служит. Если стеллажи используются на рабочем складе, основное внимание обращается на их несущую способность.
Выпускающиеся сегодня стеллажи очень разнообразны по конструкции, а потому их выбор всегда тесно связан с конкретной задачей и функциями, которые должно выполнять то или иное складское помещение и весь комплекс в целом. В целом отечественный рынок складов можно классифицировать следующим образом: крупные склады класса А, которых немного в России; склады более мелкие, которые занимаются ответственным хранением и рабочие склады производственных и торговых компаний. В соответствии с этим все стеллажные конструкции условно делятся на две категории - зацепные стеллажи и болтовые стеллажи. Если зацепные стеллажи представляют собой более "высокий класс" оборудования, с соответственно более высокими исходными требованиями к самим помещениям, где они устанавливаются, то болтовые стеллажи - оптимальный вариант для тех, кто хочет сэкономить на оснащении склада.
Однако часто бывает так, что мотивацию для этого предпочтения трудно или вовсе невозможно точно определить. Возможно, что виноваты в этом какие-то изначальные психологические установки, но порой даже крупные компании, где склады новые и полы хорошо снивелированы, категорически отказываются рассматривать проекты с зацепами и ставят у себя болтовые стеллажи. Наш опыт показывает, что из 100 заказов примерно 70 приходится на болтовые стеллажи, а 30 - на зацепные стеллажи, хотя у других компаний-производителей это соотношение может быть совершенно иным. В целом сегодня спрос на зацепные и болтовые стеллажи можно считать примерно одинаковым. Вновь возводимые или реконструируемые склады все чаще используют зацепные, хотя это не является общим правилом.
При наличии двух основных способов монтажа по типу хранимых грузов стеллажное оборудование весьма разнообразно. Существуют обычные балочные стеллажи для фронтального хранения, глубинные (набивные) стеллажи, консольные стеллажи для хранения длинномерных грузов, передвижные (архивные) стеллажи, стеллажи элеваторного типа. Они позволяют размещать самые разные грузы как в таре (от обычных картонных коробок до паллет), так и без не. Консольные стеллажи, установленные друг напротив друга позволяют хранить негабаритные грузы.
В последнее время очень популярны мезонины - многоярусные стеллажи с лестничными пролетами и переходами. Высота их обычно небольшая. Они позволяют оптимально использовать пространство и высоту помещения, в случаях, когда площадь для хранения дефицитна. Чаще всего их используют фирмы, которые паллеты распаковывают на коробки, а высота хранения не превышает рост человека. Мезонины хороши тем, что используют не площади, а объем склада. Соединение уровней происходит с помощью лестниц, подъемников, лифтов. Проходы делают разными по длине и ширине, в зависимости от того, какую подъемно-транспортную технику (или грузчиков) используют. На вторых этажах можно размещать офисы, раздевалки, подсобные помещения, зоны комплектации. Это удобно для полочного хранения. Конструкции, особенно большие, собираются в основном на болтах, реже на зацепах (даже импортные), поскольку необходимости в быстром изменении уровней в этом случае нет. Мезонинные стеллажи выполняют в совсем разных вариантах - от совсем легких до тяжелых с нагрузками в 1 т/м2. В отличие от других видов стеллажей эти конструкции не являются серийной продукцией. Каждый раз они выполняются по новому проекту, требующему новой конструкторской проработки и учитывающему геометрию конкретного помещения и требования заказчика.
Что лучше: иностранное или отечественное?
Сегодня большинство российских компаний делают основные компоненты стеллажного оборудования самостоятельно. За рубежом закупается только мелкая фурнитура - ящики, метизы, тара для хранения. Оборудование для их изготовления используется как отечественное, так и импортное. Прокатное оборудование, которое выпускается в нашей стране, позволяет получать конструкции достаточно высокого качества, хотя аналогичное импортное оборудование, конечно, более высокоточное и производительное. Есть, разумеется, конструкции, которые у нас практически не делают, например, гравитационные стеллажи или передвижные стеллажи. Но их потребности в России пока очень малы: например, если обычных фронтальных стеллажей потребляется 100%, то гравитационных стеллажей около 1%. Они в несколько раз дороже обычных, хотя все определяется логистическим проектом. Здесь существуют разные подходы. Кто-то предпочитает работать по старинке. Те, кому требуется создать новый, современный и высокоэффективный склад, ставят автоматику, транспортерные ленты, гравитационные стеллажи, что позволяет меньше использовать ручной труд. Этим увеличивают скорость работы склада, его компактность, производительность, скорость оборота. Правильная постановка оборудования, распределение технологических зон, подбора ПТО и др. оборудования, организация работы склада играет все большую роль, поскольку позволяет уменьшить количество "замороженных" денежных средств. Таким образом, складская логистика вкупе с корпоративной и транспортной позволяет экономить серьезные финансовые средства.
В последние три года структура российского стеллажного рынка претерпела существенные изменения. Раньше стеллажи на зацепах были в новинку - их привозили из-за рубежа, а российского производства этого оборудования практически не существовало, Рынок в основном пользовался услугами отечественных компаний, предлагавших болтовые стеллажи, либо пользовался услугами инофирм. В последнем случае в стоимость входила транспортировка, стоимость более дорогого металла и рабочей силы, таможенные платежи. В результате стеллажи получались практически недоступными по цене. Сейчас это оборудование прочно заняло свою нишу на рынке: российские производители капитализировали некоторые средства, поставили собственное оборудование, в результате чего их стоимость практически сравнялась с болтовыми стеллажами.
Как осуществляется проект склада?
Если говорить кратко, то реально происходит так. Технические специалисты компании вместе с конструкторами выезжают на место, где расположен склад, который требуется оборудовать. Здесь собирается вся информация о помещении, и формулируются требования к нему. Если это крупный склад и на его проектирование объявлен тендер, всем производителям стеллажей предварительно высылаются схемы помещения, предполагаемая планировка с расчетами. В результате заказчик узнает, что может предложить та или иная компания. Помещение осматривается, снимаются все размеры, составляется планировка, включая расположение коммуникаций вплоть до пожарных кранов, определяется, какие нужны полы, требования к оборудованию. Заказчик либо предлагает свою планировку, либо мы подсказываем ему исходя из геометрии наиболее рациональное решение с учетом подбора ПТО, ширины прохода, высоты складирования, веса и размеров груза как разбить по зонам - комплектации, выгрузки, оптимизировать ширину проходов. Если это крупный заказ решение производится на уровне логистического проекта - привязка к транспортным магистралям, вплоть до инструкций кладовщикам, расстановка оборудования, технология работы склада, подбор ПТО, стеллажей, документооборот, должностные инструкции, программное обеспечение.