Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |“Головная боль” оценщиков
7,2.Кб

Россия | 25 мая 2006 | Власть Оценка

“Головная боль” оценщиков

Актуальность вопросов оценки не вызывает никаких сомнений, поскольку судебный пристав-исполнитель является, с одной стороны, субъектом оценочной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а с другой стороны, он — заказчик на производство оценки и приемщик оказанных услуг. Не будучи профессионалом, пристав должен уметь определять рыночную стоимость реализуемого имущества, равно как и утверждать отчет оценщика-специалиста. Причем ситуация осложняется не только из-за отсутствия законодательно закрепленных квалификационных требований к оценщикам.

Ирина Кирипенко
соискатель кафедры трудового права и гражданского процесса КубГУ

Оценка имущества судебным приставом

С момента принятия законов, регламентирующих деятельность службы судебных приставов, законодатель попытался разграничить компетенцию и определить круг вопросов, которые входили бы непосредственно в обязанности судебного пристава — исполнителя по оценке имущества.

Действующая ст. 52 ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее — Закон) установила необходимые требования к производству оценки. В частности, оценка имущества должника производится судебным приставом — исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо стороны возражают против произведенной оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 03.03.99 № 3 разъяснил, что “в соответствии со ст. 52 Закона об исполнительном производстве “оценка акций, на которые обращается взыскание, производится судебным приставом — исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. При обращении взыскания на акции, сделки с которыми регулярно осуществляются на фондовом рынке, при. определении их рыночной стоимости принимается во внимание цена спроса и предложения на них (котировка акций) ...При оценке акций должны приниматься во внимание все факторы, влияющие на их реальную рыночную стоимость, в том числе размер чистых активов акционерного общества, выпустившего акции, уровень доходности его деятельности и другие”.

В законодательстве дается понятие “рыночная цена”. Так, в соответствии со ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (п. 4). Таким образом, чтобы определить рыночную цену, судебный пристав-исполнитель должен учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

Несомненно, для выполнения оценки в соответствии с вышеуказанными требованиями судебный пристав-исполнитель должен обладать специальными познаниями, знать, что понимается под “рынком товаров”, “идентичностью товаров”, “однородностью товаров”, “взаимозависимостью лиц”, “методом цены последующей реализации”, “затратным методом” и т. д.

Профессор В.В. Ярков в комментарии к Закону дал определение понятия “рыночная цена”, в котором указал, что “рыночная цена должна определяться на основе информации о средних рыночных ценах предложений и продаж по данной товарной группе с учетом степени износа реализуемого товара и возможности его реализации”.

Необходимо четко представлять, что судебный пристав-исполнитель как оценщик может действовать самостоятельно тогда, когда эта деятельность не связана с оценкой тех объектов, в отношении которых она обязательна в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, либо оценка имущества не представляет какой-либо сложности, либо имеет место соглашение об оценке имущества сторон исполнительного производства.

На практике судебные приставы-исполнители не применяют вышеназванные требования закона, как правило, указывая цены, руководствуясь общими представлениями о возможной цене.

С принятием ФЗ от 29.07.98 № 135 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее — Закон об оценочной деятельности) было введено новое понятие — “рыночная стоимость”, где под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3).

Применительно к рассматриваемому вопросу взаимоотношения по определению рыночной стоимости в процессе исполнения исполнительных документов требуют либо изменения квалификационных требований к должности судебного пристава-исполнителя, с тем чтобы он в рамках требования законодательства об оценочной деятельности выполнял функции субъекта оценочной деятельности (в соответствии со ст. 4 Закона об оценочной деятельности), либо принятия решения о передаче функций по оценке сторонам исполнительного производства, а в случаях, предусмотренных законом, — профессиональным оценщикам.   
 

Привлечение специалиста

Часто задается вопрос о правомерности деятельности в этой сфере услуг экспертов государственных экспертных учреждений. Полагаем, что в том случае, когда эксперты привлекаются для дачи экспертных заключений в соответствии со своими прямыми полномочиями, то тогда, естественно, не требуется лицензии и они производят экспертные заключения по поручению суда, органов дознания, прокуратуры и так далее.

Законодательство не предусматривает запрета на привлечение экспертов к оценке в качестве специалистов, имеющих специальные знания в рамках ст. 41 Закона для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний. В этом случае судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости и нескольких. Специалист дает заключение в письменной форме.

При этом законодательно не определены квалификационные требования к лицу, привлекаемому в качестве специалиста (образование, стаж и опыт работы по предмету исследования и т. д.), требования к письменному заключению.

На практике имеют место оценки: самим судебным приставом-исполнителем, специалистом, экспертом.

Следует остановиться на отношениях между судебными приставами-исполнителями, оценочными организациями и оценщиками. Согласно действующему законодательству в их основе лежит гражданско-правовой договор.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление о назначении оценки, затем, как правило, оформляет заявку на проведение оценки, в которой четко ставит задачу: определить рыночную стоимость имущества, которую передает для заключения договора на производство оценки.

Судебные приставы-исполнители не всегда правильно ставят вопросы оценщику, что влияет на качество произведенной оценки.

Вместе с тем качество оценки зависит и от профессиональной подготовки самого оценщика. Здесь нужно сказать, что судебный пристав-исполнитель, не имея специальных знаний и не владея методиками, наделен полномочиями по утверждению отчетов оценщика. Складывается некая парадоксальная ситуация: не будучи профессионалом, судебный пристав-исполнитель должен в соответствии с Постановлением Правительства от 06.07.2001 № 519 просматривать отчет оценщика на соответствие требованиям закона, утверждать его, то есть принимать в обязательном порядке. Таким образом, утверждая отчет оценщика, он принимает на себя всю ответственность за качество произведенной оценки. Это влечет за собой имущественную ответственность в случаях признания в судебном порядке результатов оценки судом недостоверными.

Если судебный пристав-исполнитель ставит вопрос перед оценщиком об определении рыночной стоимости, то оценщик обязан давать рыночную стоимость, он не имеет права выйти за пределы того круга вопросов, которые перед ним поставлены. В том случае, если оценщик в отчете указывает иную (например, ликвидационную) стоимость, то данный отчет не подлежит утверждению.

В задачу пристава и специализированной организации — решить, по какой цене может быть реализовано имущество. В ситуации, когда имущество по выставленной цене не продано, торгующая организация должна поставить в известность судебного пристава-исполнителя и либо вернуть имущество, так как это предусмотрено законом, либо поставить вопрос о его переоценке, и тогда снова включается специалист-оценщик, если ему будет поручение судебного пристава-исполнителя. Если же судебный пристав-исполнитель поставит вопрос — определить рыночную стоимость и ликвидационную стоимость, тогда оценщик, конечно, обязан выполнить эти требования. Реализовано имущество будет так, как диктует рынок.

Наша система реализации отличается от европейских технологий. Например, английский пристав нам показал, как просто это делается у них. При этом пояснил, что для Англии не имеет значения, сколько стоит этот товар, он может стоить 10 000 евро, но его можно реализовать за 1000 евро, и он его реализует, потому что на него есть спрос только за 1000 евро. Английский пристав сам проводит оценку и торги. Поскольку оплата его труда зависит напрямую от цены проданного товара, то он заинтересован максимально выгодно продать товар.

В соответствии с российским законодательством имущество должника должно пройти несколько этапов, прежде чем будет продано. Подобная многоступенчатость сказывается на интересах как должника, так и взыскателя. Однако процедура должна быть соблюдена, иначе имущество нельзя предложить взыскателю в натуре.

У самих оценщиков, как показывает практика, вызывает определенные затруднения оценка некоторых видов имущества. В основном это оценка имущественных прав требования, поскольку нет достаточно надежной методики оценки. Часто судебная практика признает отчеты по этому виду имущества недостоверными (Постановление ФАС ВВО от 27.04.04 № А43-14929/2003-13-493).

Анализ исполнительной практики показал, что дебиторская задолженность оценивается и реализуется в пределах от 15 до 25%, значительно реже до 30—35% от ее балансовой стоимости. Если учесть, что дебиторская задолженность реализуется по “голландскому методу”, то можно представить, что цена реализации не отражает истинного спроса и предложения по этой группе товара.

Вызывает сложности оценка драгоценных металлов и лома таких изделий, работа с ценными бумагами.

Очень важно, чтобы методики оценок позволяли оценщикам производить оценку различных видов имущества с учетом требования законодательства. 
  
Оспаривание произведенной оценки

Статья 52 Закона вообще не предусматривает такого понятия, как спорность, несогласие с отчетом специалиста-оценщика. Закон говорит о том, что если оценка затруднительна и одна из сторон с оценкой не согласна, то судебный пристав вправе назначить оценщика.

Однако конкретный механизм реализации права на оспаривание произведенной оценки в указанной статье не указан.

Согласно ст. 29 Закона судебный пристав-исполнитель знакомит с отчетом оценщика стороны исполнительного производства. При этом может возникнуть несколько ситуаций. Первая — отчет оценщика вызывает сомнение у самого пристава-исполнителя. В этом случае, полагаем, возможно применить ст. 41 Закона. На основании этой нормы производство мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта требований законодательства РФ об оценочной деятельности, а также обоснованности сделанных выводов можно поручить одному из профессиональных оценщиков — члену профессионального общественного объединения оценщиков данного субъекта, назначенному для выполнения этой работы председателем. Вторая — с этим отчетом не соглашается одна из сторон. И третья ситуация — другая несогласная сторона приносит заключение независимого оценщика по тому же предмету спора, т.е. имеет место конкуренция отчетов.

Чтобы определить рыночную цену, судебный пристав-исполнитель должен учитывать обычные при заключении сделок надбавки к цене или скидки.

Думаю, что ответ на этот вопрос содержится в ст. 13 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе с имеющимся иным отчетом об оценке этого же субъекта, указанный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью. То есть предусмотрена судебная процедура разрешения данного спора (Постановление ФАС МО от 07.07.04 № КГ-А40/5383-04, Постановление ФАС ВВО от 07.10.03 № А28-4048/2003-142/17). Когда возникает подобная ситуация, вероятно, что судебный пристав-исполнитель письменно разъясняет стороне, которая оспаривает отчет, либо сторонам возможность обращения в суд и дает в этом случае необходимый срок для реализации своих прав.

Суд вправе обязать совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании. Представляется интересным, что в этом случае не требуется проведение каких-либо торгов, что значительно сократит бремя расходов (Обзор судебной практики ВС РФ от 23.06.04,30.06.04; Информационное письмо ВАС РФ от 09.09.98 № С5-7/УЗ-693).

Если в установленный срок ни одна из сторон не обратилась в суд, принимается во внимание отчет, утвержденный судебным приставом-исполнителем, и с этим отчетом или по этой стоимости имущество выставляется на реализацию. 
  
Сокращение затрат

Проблемным остается вопрос об оплате услуг оценщиков, поскольку не существует единых тарифов.

Анализ положения дел в субъектах свидетельствует о различных подходах к решению этого вопроса. В одних случаях оплата труда оценщиков производится в твердом процентном соотношении от стоимости оцененного имущества. В других — устанавливаются процентные ставки по видам имущества.

В первом случае не исключается тенденция к завышению реальной рыночной стоимости, поскольку имеет место прямая зависимость оплаты от стоимости оцененного имущества.

Что же включают в стоимость услуг кроме непосредственной работы самого оценщика по оценке этого имущества? Оценщики выставляют в качестве затрат: аренду помещения, телефонные разговоры, заработную плату, аренду транспорта. Если требования оценщиков вызывают сомнения, спор может быть разрешен в судебном порядке.

Остается проблема поиска специализированных организаций, имеющих необходимые лицензии. Ситуация такова, что оценщики в основном расположены в краевых, областных, районных центрах. Служба судебных приставов насчитывает около двух с половиной тысяч подразделений судебные приставов, расположенных во всех точках России. В частности, есть очень удаленные районы, и представляет трудность найти необходимую специализированную организацию либо конкретного оценщика для выполнения оценки в соответствии с требованиями ст. 11 Закона. Если оценщик находится в областном или краевом центре, сложность составляет доставить имущество из отдаленного района к нему, так как зачастую оценщики отказываются выезжать в районы. А тогда, когда они выезжают, то выставляют это в качестве дополнительных затрат, связанных с оценкой.

При этом законодательно не определены квалификационные требования к лицу, привлекаемому в качестве специалиста (образование, стаж и опыт работы по предмету исследования и т.д.), требования к письменному заключению. 
  
Задачи… чтобы их решать

В целях устранения возникающих противоречий, восполнения законодательных пробелов, создания единообразия практики применения оценки в исполнительном производстве ст. 52 Закона полагаем возможным изложить в следующей редакции:
 

Оценка арестованного имущества

1. Оценка арестованного имущества должника производится приставом-исполнителем по рыночной стоимости, действующей на день проведения оценки, за исключением случаев, когда указанная оценка производится по регулируемым ценам, если оценка не вызывает каких-либо затруднений. Пристав-исполнитель при оценке имущества должника может учесть соглашение об оценке, достигнутое между взыскателем и должником.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, при наличии необходимой информации, и на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

2. Если оценка отдельных предметов (имущественных прав (требований) затруднительна либо одна из сторон возражает против произведенной приставом-исполнителем оценки имущества должника, пристав-исполнитель в акте описи имущества указывает примерную стоимость этих вещей (имущественных (требований) и делает отметку о предварительном характере произведенной оценки. В этом случае пристав-исполнитель своим постановлением назначает специалиста по определению рыночной стоимости имущества (имущественных прав (требований).

3. Пристав-исполнитель обязан получить заключение специалиста при оценке:

• недвижимости;

• ценных бумаг;

• имущественных прав (требований);

• объектов интеллектуальной собственности;

• автомототранспортных средств, других видов самоходной техники и прицепов к ним;

• драгоценных металлов и камней, ювелирных и других изделий из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, жемчуга, а также лома и отдельных частей таких изделий;

• коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

• имущества, имеющего историческую или художественную ценность;

• иного имущества в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Проведение оценки объекта является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.

4. Результаты оценки должны быть оформленными в виде письменного отчета об оценке. Не позднее следующего рабочего дня со дня получения отчета об оценке пристав-исполнитель составляет акт об окончательной (рыночной) оценке имущества должника. Копия указанного акта направляется сторонам исполнительного производства в трехдневный срок с момента его составления;

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, а также законодательством об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для цели совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное и если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. 

5. Сторона исполнительного производства, оспаривающая выводы, содержащиеся в отчете оценщика, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, может обратиться не позднее пяти дней с момента получения акта об окончательной (рыночной) оценке имущества в суд, который вправе обязать совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании.

В заключение хотелось бы отметить, что подготовка соответствующих нормативных актов, содержащих методики оценок различных видов имущества, стандарты по оплате стоимости услуг оценщиков, несомненно, позволит снять накопившиеся проблемы и более эффективно исполнять исполнительные документы. 
  


Тема дня