Офисы для Private Banking в столице редкость
В России все популярнее становятся услуги, именуемые в западном мире Private Banking, что означает «личный банкир». Для отделений обслуживания VIP-клиентов банкам требуются особые помещения, при этом речь идет не только о высококлассной отделке, но и о формате самого здания.
«Отделение банка, куда приходят VIP-клиенты, должно представлять собой помещение, где человек будет чувствовать себя комфортно, то есть где не будет никаких очередей и суеты», — считают в Промсвязьбанке. Однако большинство современных бизнес-центров класса А похвастаться соответствующими условиями не могут.
В них, как правило, полно посторонних, приехавших в офис на встречи, в коридорах постоянно носятся с документами студенты, часто составляющие существенную часть персонала многих крупных компаний, везде царит активный рабочий процесс.
«Деньги любят тишину», — говорит директор подразделения Private Banking «Банка Москвы» Сергей Беседа. По его мнению, в царящей в стандартных деловых центрах суете нет ничего хорошего: «Это напоминает поликлинику, а мы стараемся придерживаться принципа "семейного доктора"».
В европейских финансовых столицах отделения для работы с VIP-клиентами расположены, как правило, в престижном центре города, например в Женеве (Швейцария) офисные здания такого назначения занимают целый квартал Rue de Rhone. В Москве такой улицей могла бы стать Тверская, на которой сейчас расположены самые шикарные отели, самые модные магазины и самые престижные элитные квартиры в городе. Согласно мнению, высказанному G2P пресс-службой Промсвязьбанка, деловым центром Москвы, где будут располагаться офисы крупных компаний, возможно, станет «Москва-сити».
Пока же первым московским зданием формата Executive & Private Office Building, предназначенным специально для размещения топ-менеджмента крупных корпораций и отделений по работе с VIP-клиентами, можно назвать проект компании «СТ-Групп» — новый бизнес-центр Di fronte de la casa на 1-й Тверской-Ямской.
По словам руководителя проекта компании «СТ-Групп» Алексея Корсика, уникальность в том, что технические особенности здания предусматривают полное разделение потоков между офисными и торговыми площадями. Выбор арендаторов офисных площадей происходит необычным способом — открытый конкурс. «Для нас важны не только репутация компании или ее способность платить высокие арендные ставки, но и гарантии того, что арендатор не будет доставлять неудобства другим арендаторам из-за большого потока людей в здании», — пояснил Алексей Корсик. Только за первые два дня после выставления площадей здания на конкурс к организаторам поступило свыше 200 заявок от потенциальных арендаторов. По информации осведомленных источников, сразу несколько банков уже изъявили желание разместить свои представительства в бизнес-центре на Тверской.
Однако потребностей в подобных офисах у московских банков гораздо больше, чем сможет вместить Di fronte de la casa. Так что, если верить словам экспертов, в скором времени на рынке недвижимости начнут появляться другие бизнес-центры такого же формата.
Пока же из-за отсутствия соответствующих предложений некоторые банки пытаются открыть подобие отделений по работе с VIP-клиентами в уже существующих офисах. Например, как рассказали G2P в пресс-службе Промсвязьбанка, некоторые отделения изначально создавались вблизи от предприятий крупных корпоративных клиентов, сейчас же в офисах банка создаются специальные зоны обслуживания VIP-клиентов. Такую зону планируется создать и в новом отделении банка, которое будет расположено в районе Китай-города. Сходной стратегии придерживаются и в Газэнергопромбанке, подчеркивая, что в сегодняшних условиях чаще применяется иная схема. «Обычно менеджер банка встречается с VIP-клиентом в удобном для него месте и оперативно решает все вопросы, связанные с обслуживанием», — пояснили G2P в пресс-службе банка.
Как выяснил G2P, поиск соответствующих помещений — настоящая головная боль для банков. Как пояснил директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев, «единственная альтернатива сегодня — это особняки, но действительно качественных предложений на рынке просто нет, поэтому приходится мириться с неэффективной планировкой и отсутствием подземной парковки ради сохранения тишины и спокойствия». В частности, именно в особняке в Бродниковом переулке находится подразделение по обслуживанию VIP-клиентов «Банка Москвы» и, как сообщил G2P Сергей Беседа, «банк готов рассмотреть интересные предложения по помещениям для обслуживания VIP-клиентов».
Успех одного проекта — сигнал для девелоперов, что новая концепция здания может быть еще неоднократно реализована. Так что появление в Москве своей Rue de Rhone — дело ближайшего будущего.