В коммерческую недвижимость пришел Wi-Fi
До российского рынка наконец докатился Wi-Fi. Темпы внедрения в России технологий беспроводного доступа, уже давно и широко распространенных в Европе, впечатляют. Согласно исследованию Romir Monitoring, уже около 15 % всех пользователей Интернета в России выходят в сеть с помощью технологии беспроводного соединения. По данным компании iKS-Consulting, рынок услуг широкополосного доступа в России растет со скоростью 61 % в год и к концу 2006 года достигнет объема в 80 млн. долларов.
В отличие от европейских стран, где в частных домах устанавливается больше точек широкополосного доступа, чем в корпоративных зданиях, российский Wi-Fi в первую очередь проникает в офисные помещения. Появившись изначально в офисах крупных международных компаний, сейчас технология Wi-Fi доступна практически любой, даже небольшой, компании. «Сейчас порядка 10 % офисных зданий имеет Wi-Fi сети, и их количество постоянно растет», — рассказал Guide to Property вице-президент компании «Корбина Телеком» Александр Малис. По его словам, развитие этой отрасли, начавшееся 1—2 года назад, в этом году протекает особенно бурно. «Думаю, что к концу этого года беспроводную связь можно будет встретить в 80 % зданий», — полагает Александр Малис.
Повышение спроса на беспроводную связь отмечают и девелоперские компании. Как рассказал G2P старший менеджер по маркетингу компании Horus Capital Рустам Топчиев, в последнее время число арендаторов, желающих установить в своем офисе Wi-Fi, сильно возросло. «Отсутствие обычной «разводки» по рабочим местам особенно удобно в офисах с открытой планировкой, а также для компаний, у которых деятельность ведется в отрыве от головного офиса», — говорит он.
Затраты на оборудование для беспроводного доступа несущественны и даже позволяют сэкономить: по словам Александра Малиса, потребуется вложить от 300 долларов для маленьких офисов с 2—3 точками доступа до нескольких тысяч долларов для крупных офисных зданий. «Беспроводные сети очень просто развернуть на базе имеющейся инфраструктуры – многие компании часто делают это силами своих инженеров, не привлекая сторонних операторов», — рассказал он.
С этим мнением согласен директор по развитию компании Swiss Realty Group Илья Шершнев. «На сегодняшний день беспроводные технологии можно установить в любом офисе. При проектировании телекоммуникационной системы нового офиса можно вообще отказаться от проводов. Это особенно удобно, когда многие сотрудники используют ноутбуки. Сегодня на базе Wi-Fi можно построить и телефонную сеть, что позволит значительно снизить издержки на локальные и особенно международные звонки», — поясняет Илья Шершнев.
Несмотря на популярную точку зрения, что распространение Wi-Fi — исключительно инициатива арендаторов, на рынке есть и другое мнение. «В каждом офисном комплексе владельцы по сути должны заниматься телекоммуникациями или отдавать их в аутсорсинг», — считает Дмитрий Иванов, директор по развитию компании «Статус Недвижимость», которая в конце 2003 года вывела на рынок первый в Москве «интеллектуальный» офисный комплекс — Hi-Tec House на Большой Академической улице. Единственное, по его мнению, что мешает повсеместному распространению Wi-Fi, — ситуация, когда компании, сидящие в одном офисном здании, пользуются услугами разных интернет-операторов. «Если у меня в здании четыре арендатора и у каждого свой оператор, кому из них я дал бы Wi-Fi? Вне зависимости от выбора будут претензии от трех оставшихся. Это чревато конфликтом и с операторами, и с арендаторами», — говорит Дмитрий Иванов. Впрочем, по его мнению, эта проблема легко решается: либо девелопер должен владеть телекоммуникационной компанией, работающей в здании, либо у каждой компании-арендатора должен быть «свой» Wi-Fi.
Первый заместитель генерального директора компании «Центральный телеграф» Константин Кравченко согласен, что как застройщики и девелоперы, так и арендаторы положительно реагируют на технологии «быстрого подключения». Однако, по его словам, статистика компании свидетельствует о том, что беспроводной доступ применяется преимущественно для оперативного включения, тогда как в дальнейшем компании переходят на использование волоконно-оптических линий. «Не стоит забывать, что применение «быстрых» решений связано с ограничениями, которые возникают всегда, когда применяются беспроводные технологии. Выбор пользователей все-таки остается за проводными высоконадежными решениями, на которых возможна реализация гораздо большего спектра телекоммуникационных услуг», — сообщил Константин Кравченко.
Но, несмотря на все ограничения, технология Wi-Fi уже стала атрибутом современного офиса. Как рассказал Александр Малис, в офисных зданиях, где есть лобби, предпочтительнее, чтобы услугу Wi-Fi обеспечивали владельцы здания.
Безусловно, другие виды коммерческой недвижимости также не остаются в стороне. По словам Ильи Шершнева, внедрение Wi-Fi привлечет больше клиентов в фуд-корты в торговых центрах, а современные логистические комплексы просто не могут существовать без беспроводных технологий.