Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Распоряжения |Внуково превратится в «чартерный» аэропорт


Россия | 16 апреля 2004 | Власть Недвижимость Транспорт

Внуково превратится в «чартерный» аэропорт

Прирост пассажиропотока в «обновленный» аэропорт Внуково будет происходить в основном за счет чартерных рейсов

В эту субботу в Москве состоится открытие нового международного терминала аэропорта Внуково. Об этом на вчерашней пресс-конференции сообщил недавно назначенный председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Внуково» Петр Аксенов. Новый терминал, по его словам, будет отвечать всем мировым требованиям, его общая площадь составит 25 тыс. кв. м, он сможет обслуживать 1200 пассажиров в час, а трехуровневая система сервисного обслуживания, какой нет ни в одном аэропорту московского узла, избавит пассажиров от заторов, возникающих при одновременном прибытии-убытии разных рейсов. И это лишь первые шаги на пути превращения Внукова в крупнейшие воздушные ворота России – именно таким видит аэропорт Петр Аксенов. На вчерашней конференции представители «Внукова» много и охотно рассказывали о технических преобразованиях самого терминала, подъездных путях, системе организации охраны, лифтах для инвалидов и о проблемах, связанных с тележками в аэропорту. Вопросы же перехода во Внуково авиакомпаний, которые будут обеспечивать загрузку «обновленного» аэропорта, обсуждались куда менее охотно. Пока представители Внукова заявляют лишь о факте переговоров с некоторыми авиакомпаниями относительно перевода в аэропорт чартерных программ, а большинство названных авиакомпаний такую информацию не подтверждают. Однако даже если эти факты подтвердятся, построить серьезный аэропорт, основываясь преимущественно на чартерных рейсах, невозможно.

Аэропорт Внуково был фактически передан в распоряжение столичного правительства в ноябре 2003 года, когда федеральные власти отдали Юрию Лужкову принадлежавший им пакет акций аэропорта – 60,88%. Почти сразу московские чиновники развернули кипучую деятельность по строительству третьего терминала, модернизации двух старых и созданию подъездных путей и автостоянок (в прошлом году была введена в действие первая многоэтажная парковка). Теперь, когда строительство Внукова-3 уже закончено, власти возьмутся за удлинение взлетно-посадочной полосы до 3860 метров,которая после реконструкции сможет принимать самолеты всех типов. Кроме того, по словам Петра Аксенова, планируется провести реконструкцию участка Киевского шоссе от совхоза «Московский» до Внукова с расширением магистрали до четырех полос в одном направлении, а от станции метро «Юго-Западная» до аэропорта планируется проложить линии легкого метро и монорельсовой железной дороги. Более того, чтобы расположенные вблизи аэропорта пятиэтажные поселения не портили общей картины и не создавали «город контрастов», столичные чиновники решились даже на реконструкцию прилегающего к аэропорту поселка.

Полная реконструкция внуковского авиаузла обойдется столичным властям в 1 млрд 300 млн долл., 500 млн из этой суммы будут вложены до 2007 года. Деньги в основном бюджетные, однако, как пояснил Петр Аксенов, «не обошлось тут и без инвесторов», в том числе и иностранных. Называть конкретные компании новый председатель отказался, заметив, однако, что «желающих участвовать в модернизации у нас предостаточно». Правда, у проекта есть и критики. «Мне не совсем понятно, кто разрешил московским властям вместо, к примеру, увеличения пенсий использовать бюджетные деньги на реконструкцию аэропорта, – недоумевает по этому поводу депутат Госдумы Александр Лебедев. – Посчитали ли столичные власти потенциальный пассажиропоток, рост перевозок, необходимые затраты, окупаемость?»

Однако представители «Внукова» утверждают, что после ввода в действие третьего терминала пассажиропоток аэропорта должен вырасти с нынешних с 2,7 млн до 5 млн человек в год. Понятно, что цифры эти по сравнению с пассажиропотоком других столичных аэропортов, таких как Шереметьево (только за три месяца 2004 года составил 2,45 млн) и Домодедово (за два месяца этого года – 1,4 млн человек) пока не внушительные. Правда, версия привлечения авиакомпаний (именно они могут обеспечить аэропорту прирост пассажиропотока) у руководства Внукова выглядит пока бледно. По словам гендиректора ОАО «Аэропорт Внуково» ВиталияВанцева, сейчас ведутся переговоры о возможности перевода чартерных рейсов во Внуково нескольких авиакомпаний, среди них – «Аэрофлот», «Сибирь», UTair, «Кавминводы» и ГТК «Россия». В числе западных перевозчиков, рассматривающих такую же возможность, Виталий Ванцев назвал «Скандинавские авиалинии» и Lufthanza.

Однако «Аэрофлот» не подтвердил RBC daily наличие факта таких переговоров. «Расписание и по чартерам, и по регулярным рейсам уже сформировано, – сказал RBC daily представитель пресс-службы авиакомпании, – причем мы используем одни и те же воздушные суда как для регулярных рейсов, так и для чартеров. Поэтому пока такой переход невозможен даже гипотетически». Что касается «Сибири», то подтверждать факт переговоров в авиакомпании также отказались, подчеркнув, однако, что перевозчик этим летом расширяет свое сотрудничество с аэропортом Внуково. «Летом этого года наша авиакомпания планирует открыть два регулярных ежедневных рейса в Сочи и Анапу из Внукова, однако это не перевод рейсов, а лишь открытие дополнительных рейсов в придачу к уже существующим рейсам из Домодедова, – сказал RBC daily пресс-секретарь «Сибири» Евгений Филянин. – В течение зимы мы рассматривали различные возможности расширения программы полётов из Внукова, однако сейчас у меня нет информации о том, будут ли выполняться из Внукова рейсы помимо тех, о которых я упомянул».

Впрочем, полагают эксперты, поводы для перевода авиакомпаниями части своих рейсов в новый аэропорт действительно существуют. Продолжающаяся неразбериха вокруг управляющей компании аэропорта Шереметьево, которая так еще и не вступила официально в свои права, и информация о возможной перегруженности Домодедова за счет значительного увеличения летних чартерных программ, действительно, могут подтолкнуть некоторых перевозчиков к переводу части рейсов во Внуково. Однако, как отмечают аналитики, у некоторых авиакомпаний (прежде всего тех, для которых пассажирские перевозки не являются профильным бизнесом) в результате подобного перехода могут возникнуть проблемы с туроператорами, ведь значительная доля чартерных рейсов приходится именно на туристические маршруты. К примеру, возможности перевода своих пассажирских рейсов в аэропорт Внуково не исключает авиакомпания «Атлант-Союз» (принадлежит правительству Москвы), однако руководство авиакомпании подчеркивает, что для этого в аэропорту должны быть созданы такие условия, чтобы и туроператоры, с которыми работает перевозчик, также перебазировались в этот аэропорт. «Мы уже летаем из Внукова на Ту-154, а раньше летали и на Ил-86, – сказал RBC daily исполнительный диктор авиакомпании Владимир Прокопенко. – Однако наш туроператор Tez Tour, который работает в Шереметьеве, попросил нас перевести эти рейсы из Внукова. Мы давно работаем с этой компанией и решили пойти ей на уступки».

Еще одним конкурентным преимуществом, которое может привлечь авиакомпании, представители Внукова называют хорошо развитую ремонтно-техническую базу. Действительно, на территории аэропорта располагается крупнейший авиаремонтный завод № 400, который производит капитальный ремонт практически любых типов самолетов отечественного производства. Поэтому многие авиакомпании, которые не базируются во Внукове, пользуются возможностями завода для капитального ремонта своих самолетов. Однако, по мнению большинства экспертов, наличие крупного завода в инфраструктуре Внукова не может стать серьезным фактором для авиакомпаний в плане смены аэропорта базирования. «Так как капитальный ремонт происходит раз в 5-7 лет (временной промежуток зависит от конкретного типа самолета), то необходимость базирования именно по этой причине отсутствует, – сказал RBC daily представитель одной из авиакомпаний. – К тому же аэропорт Внуково не располагает собственной авиационно-технической базой, и персонал авиационно-технической службы аэропорта производит только транзитные формы обслуживания. Остальные же формы технического обслуживания (транзитная, A/B/C/D check) предлагают практически все крупные аэропорты страны».

Еще один немаловажный фактор, как отмечают эксперты, заключается в том, что даже в случае перевода части чартерных рейсов во Внуково обеспечить серьезную загрузку аэропорта можно лишь за счет регулярных маршрутов. Говорить же о переводе регулярных рейсов в новый аэропорт пока не решается ни одна из опрошенных RBC daily авиакомпаний, и одна из серьезных причин тому – то, что Внуково по-прежнему остается правительственным аэропортом. «Внуково как было, так и остается правительственным аэропортом, – сказала RBC daily Ангелина Матросова. – Это означает, что главные привилегии будут отданы правительственным рейсам, в результате чего возможны задержки вылетов других авиакомпаний, работающих в этом аэропорту. И если чартерных перевозчиков еще может устроить такой вариант работы, то вряд ли это могут себе позволить авиакомпании при планировании регулярного расписания. Создать же лучший аэропорт страны в основном на базе чартерных программ нам представляется нереальным». «Если Домодедово и Шереметьево будут развиваться – а я уверен, что они будут развиваться, – у Внукова просто не будет рынка», – подытоживает Александр Лебедев.

Наталья Бендина


Тема дня