Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |G2P Daily |Тема дня |Книжные магазины привлекут посетителей в торговые центры
48,88.Кб

Россия | 20 декабря 2006 | G2P Daily Оценка Недвижимость

Книжные магазины привлекут посетителей в торговые центры

В нашей стране существует устоявшееся мнение, что россияне – самая читающая нация в мире. Несмотря на это, показатель «читаемости» в последние годы значительно снизился. По оценкам экспертов, около 40% наших соотечественников вообще не читают книг. Удивительно, но при этом сегмент «книжного» ритейла переживает период интенсивного развития. На данный момент общая емкость книжного рынка оценивается его участниками в 1,7-1,9 млрд. долларов (доля Москвы и Петербурга составляет около 60%).

«У этого рынка стопроцентно есть будущее, - считает Рустам Топчиев, менеджер по маркетингу компании Horus Capital. - На рынке появляются все новые сети, продающие книги – и сейчас они уже в состоянии выдерживать рыночные арендные ставки».

С этим мнение нельзя не согласиться. Факты говорят сами за себя: число магазинов ежегодно растет на 35-40%. В месте с тем ужесточается и «книжная борьба». Сильная конкуренция вынуждает участников рынка придумывать новые способы привлечения покупателей. И сегодня в книжном магазине можно даже выпить кофе. Многие крупные книготорговцы собираются развивать новый формат – книжные гипермаркеты, включающие в свою концепцию сопутствующие товары и услуги, например, те же кофейни с возможностью проведения в них творческих встреч. Благо место позволяет, так в последнее время все больше заметна тенденция увеличения площадей данного формата.

В то же время, по словам исполнительного директора торгового дома «Библио-Глобус» Ларисы Веденьевой, любой из форматов подходит для книжной торговли и может быть коммерчески успешным. «Например, «Топ-книга» позиционирует несколько - гипермаркеты (несколько тыс. кв. м), супермаркеты (до 1-1,5 тыс. кв. м, магазины у дома (300-500 кв. м), - сообщила Guide to Property Лариса Веденьева. – Та же ситуация в сети Московского Дома книги».

С этим мнением согласны и в самой «Топ-книге» (один из проектов - сеть «Книгомир»): «В основном требования стандартные для любых торговых площадей. Мы имеем примеры успешных магазинов на площадях от 70 до 800 кв. м. Конечно, предпочтение отдаётся площадям с высоким потоком людей, понятным входом, с хорошей транспортной доступностью и расположением в плотнозаселённых районах». Интересно, что даже сравнительно небольшой по площади (по меркам продуктового ритейла) «Книгомир» может самостоятельно собирать покупателей с достаточно большой территории и хорошо себя чувствовать даже при некотором отдалении от покупательских потоков».

«Если говорить о непосредственно книжных магазинах, то 250-350 кв. м бывает достаточно, - считает Ольга Стариченко, старший консультант компании Jones Lang LaSalle. - Такие ритейлеры как, например, «Топ-книга», берут и большие площади - от 500 кв. м и выше. Но в таком случае матрица магазина уже включает другие опции, например, мультимедиа. Как правило, «книжные» размещаются на верхних этажах комплекса (в случае, если в торговом центре несколько уровней) - отчасти из-за более низких арендных ставок, а также потому, что в центре обычно находится один магазин данной категории, который служит своеобразным маленьким «якорем».

Сами книготорговцы выражают только положительные эмоции по этому поводу. «Радует, что в последнее время стали появляться девелоперы, которые понимают, что книжный магазин может привести в торговый центр свой поток образованных и, как следствие, обеспеченных людей», - рассказывают G2P эксперты «Топ-книги».

«Это представляет большой интерес для арендодателя, так как позволяет избежать конфликта интересов в случае присутствия в центре двух арендаторов, например, специализированного книжного магазина и мультимедиа с долей книг, - рассказывает Ольга Стариченко. – Арендодателю  всегда проще разместить одного арендатора с широкой матрицей и на более выгодных условиях (с более высокой ставкой), получив при этом ряд дополнительных услуг для посетителей центра».

Что же касается ставок аренды, то в их разнообразии просто можно заблудиться. Так, специалисты «Топ-книги» называют суммы, запредельно низкие не только для Москвы, но и для регионов: от 200 до 4 тыс. рублей в месяц.

Ольга Стариченко считает, что различные вариации ставок зависят от географического местоположения магазина, а также его формата. «В регионах специализированный книжный может платить 300-350 долларов за 1 кв. м. Магазин же с расширенной матрицей - в среднем 300-550 долларов в зависимости от площади», - говорит она. Но в целом, несмотря на отсутствие «скидок» для ритейлеров, все аналитики и специалисты в один голос говорят только о росте данного рынка.

Как рассказали G2P в компании «Топ-книга», плотность книжных магазинов в Европе примерно 10 -15 тыс. жителей на 1 магазин, а у нас - чуть менее 50 тыс. «В этом случае можно говорить только об увеличении как количества, так и средней величины магазинов», - рассказала в компании.

Лариса Веденьева полагает, что количество книжных магазинов в течение ближайших 2-3 лет удвоится, а независимые книжные магазины постепенно превратятся в культурно-досуговые центры.