Российские отели больше не оформляют в смешанном стиле
Основное требование к оформлению интерьеров отелей заключается в том, что в каждом уголке номера должна чувствоваться частичка души людей, подготовивших его для гостя. «Задача любого дизайнера – сделать интерьер таким, чтобы в него хотелось возвращаться, как домой, вновь и вновь», – говорит Сергей Тарасов, руководитель Департамента маркетинга компании Heliopark Group. Однако в российской действительности подобное стремление не всегда удается осуществить. Пока в гостиничных интерьерах зачастую не хватает не только домашнего уюта, а обычного качества.
Так, известный архитектор Эрик ван Эгераат отмечает, что в Москве нет достаточного количества гостиниц высокого класса. По его словам, большинство гостиниц принимают за образец стандартный европейский отель, к тому же в весьма упрощенном его варианте. «Подобный подход никак не сможет привести к результату, сравнимому с отелями мирового класса. А жаль – ведь именно в Москве есть и пространство, и потенциал, и – самое главное – клиентура, способная оценить другой подход в оформлении интерьеров: более захватывающий, творческий, многовариантный, – рассказывает Guide to Property Эрик ван Эгераат. – Взгляните на некоторые из недавно открывшихся в городе ресторанов! Их интерьеры выразительны, они и вдохновляют посетителей, и поддразнивают их. И делают это достаточно тонко, чтобы их можно было свободно сравнивать с ресторанами мирового уровня. К несчастью, ничего подобного не происходит с интерьерами гостиниц. Хотя эта тенденция самым очевидным образом должна была перекинуться и на них. Но примеров тому я в Москве не вижу».
Андриан Куликов, совладелец компании Domus Aurea, считает, что на творчество дизайнеров накладывает ограничения специфика и правила оформления самих гостиниц. «Дизайн, конечно, есть, но он не совсем «гостиничный», поскольку в интерьерах гостиниц необходимо учитывать ряд моментов, имеющих свою специфику, что обязательно сделает интерьер менее красочным, – говорит Андриан Куликов. – Так, в жилом интерьере используются несколько другие материалы для оформления, например, с меньшей степенью пожароустойчивости. В гостиницах же должны быть предприняты более жесткие меры безопасности, но предлагаемые и возможные для использования материалы выглядят не столь богато и красиво. В результате дизайнер не всегда с точностью может осуществить свою задумку. Поэтому в большинстве случаев основной стиль оформления – консервативная классика».
Генеральный директор компании «Русские отели» Станислав Капинос также согласен, что современная классика на сегодняшний день преобладает в гостиницах всех категорий. «Это довольно сдержанные оформительские и архитектурные приемы, – рассказывает он G2P. – Интерьер создается на годы, а потому использование ультрамодных веяний или тенденций сезона – неприемлемо. Особенно в рамках создания сетевых отелей, универсальных для каждого уголка планеты вне традиций конкретной местности. И до последнего момента в сетевом отеле придерживались мнения, что интерьер, к примеру, «Мариотта», должен быть узнаваем в любой стране мира».
Впрочем, к дизайну интерьера как таковому сложилось чисто промышленное, потребительское отношение: оптимальное с точки зрения площади решение архитектурного пространства и его функциональной нагрузки, тиражируемые конструктивные решения мебели и декора. «Никакого отношения к дизайну как к авторскому проекту, как к искусству и созданию образа не наблюдалось», – подчеркивает Станислав Капинос.
Такого же мнения придерживается и Андриан Куликов. «Главная задача дизайнера – придать интерьеру не только «интересность», но и относительную актуальность во времени. Поэтому, зачастую, они идут по уже избитому «классическому» пути, поскольку этот стиль является наиболее «популярно долговечным», – полагает он.
Однако многие дизайнеры и архитекторы все же говорят о том, что в последние несколько лет тенденция универсальности стала изживать себя и ей на смену приходит идея индивидуализации. Это наблюдается во многих областях – от моды на одежду до моды на автомобили. Эта же идея уже воплощена и в некоторых российских гостиницах.
Так, философия оформления отелей Heliopark Hotels & Resorts состоит в том, чтобы каждый отель имел свое собственное лицо. Например, в отеле Heliopark Country все корпуса (и, соответственно, номера в них) выдержаны в стиле «кантри». «Даже одежда обслуживающего персонала позволяет поддерживать атмосферу старых добрых вестернов, – отмечает Сергей Тарасов. – Есть и отели, оформленные в стиле «ампир» или в стиле старинных времен эпохи Возрождения».
«Безусловно, такой инвестиционноемкий проект как гостиница по общему объему финансирования превышает даже проект создания автомобиля, поэтому к вопросу дизайна в области гостиничной недвижимости до сих пор подходят с точки зрения «традиций» и «доступности» определенного набора для комплектации интерьера, а попросту – с точки зрения минимизации бюджета на сам дизайн, – рассказывает G2P Станислав Капинос. – Но ситуация постепенно меняется. Инвесторы уделяют все больше внимания именно эмоциональной составляющей отеля. Это уже не просто место размещения, это некоторый мир, имидж, определенный статус и, безусловно, комьюнити. Кроме того, это авторская работа в прямой привязке к местонахождению отеля. К сожалению, сегодня такие отели можно буквально перечислить по пальцам, к ним относятся Apple в Москве, «Достоевский» в Питере и, конечно же, бутик-отель «Родина» в Сочи. Со временем таких отелей будет становиться все больше, и именно они вытеснят понятие «сетевого отеля» как места проживания высокого класса и уровня».
Нельзя не отметить, что, если дизайн отеля не предполагает национального окраса, то разработчики интерьера могут учитывать все мировые тенденции. «Безусловно, если отель создается в Петербурге и носит название «Достоевский», то, так или иначе, интерьер пространства будет решен в стилистике Петербурга времен Достоевского, и в этом есть логика. То же самое будет касаться отеля под названием «Самовар», – говорит Станислав Капинос. – Но, к сожалению, об отечественной школе дизайна пока говорить не приходится. Скорее это выбор конкретным инвестором конкретного подрядчика – все зависит от портфолио последнего и взаимопонимания сторон».
Генеральный директор компании «Стабильная линия» Игорь Лаврик выделяет два наиболее актуальных направления в оформлении современных отечественных бизнес-отелей. «Чаще всего при создании интерьеров гостевых номеров используется стиль комфортного минимализма, – говорит он. – Другое отечественное направление в оформлении может быть связано с историко-культурными особенностями российской действительности. Мы производим процесс регенерации фасада правого крыла памятника архитектуры федерального значения «Усадьба С. Меншикова, внука фаворита Петра 1» (творение великого русского архитектора Матвея Казакова). Основная идея
регенерации фасада здания – возрождение традиций русского зодчества, учитывающее современные тенденции градостроительства, что позволяет создать первый объект нашей сети – 3-звездочную мини-гостиницу «Ассамблея Никитская». Кроме того, по словам Игоря Лаврика, наиболее популярными на сегодняшний день стилями оформления убранства русских гостиниц, остаются конструктивизм, хай-тек и кантри.
Что интересно – никто из дизайнеров и архитекторов не упомянул об «эклектике» или другими словами «смешении стилей», что всегда было характерно для России. «Я не нахожу ни одной причины, почему гостиница в России должна выглядеть, как стандартный европейский отель. Не вижу в этом смысла, – говорит и Эрик ван Эгераат. – Характерной чертой России всегда было смешение стилей, сплетение азиатских и европейских мотивов. Сейчас многие гостиницы действительно стараются следовать усредненному западному стандарту. И «смешанный» стиль уходит в прошлое. Я могу только выразить сожаление по этому поводу – или предложить свои услуги по воссозданию этого оригинального стиля».