Европейские авиаторы объединяются
В гонку за приобретение испанской авиакомпании включились уже три европейских авиационных гиганта - British Airways, Air France-KLM и Lufthansa. Победитель закрепит превосходство на авиационном рынке Европы. Испанская Iberia в 2006 году перевезла 27,7 млн. пассажиров - значительно меньше, чем ее потенциальные покупатели (Air France-KLM - 69,2 млн, Lufthansa - 51,2 млн., а British Airways - 35,5 млн.). Однако Iberia, имеющая флот в 230 самолетов и выполняющая рейсы в 105 аэропортов по всему миру, является интересным объектом для поглощения. Дело в том, что испанская авиакомпания является ведущим игроком на весьма прибыльном рынке перевозок между Европой и Латинской Америкой. Кроме того, в Европе Испания является одним из ведущих авиационных рынков благодаря своей привлекательности для туристов.
Поглощение Iberia оказалось на повестке дня после подписания в апреле 2007 г. соглашения об «открытом небе» между США и Евросоюзом, которое либерализует воздушное сообщение по обе стороны Атлантики с марта 2008 г. «Европейские авиакомпании восприняли это соглашение как сигнал к объединению, поскольку им теперь придется жестко конкурировать не только друг с другом, но и с американскими авиакомпаниями. Для многих европейских авиакомпаний, особенно небольших, это означает исчезновение с рынка – они просто не смогут конкурировать с гигантами отрасли», – рассказал «Эксперту Online» Лэрри Стэнли, аналитик консалтинговой компании Aviation Economics. Iberia, которая оказалась во втором эшелоне европейских авиакомпаний, стала одной из главных целей для поглощения, равно как и итальянская авиакомпания Alitalia, девятая в Европе по числу пассажиров (23,9 млн. в 2006 г.).