ФРС будет регистрировать права на недвижимость
Вместо нынешних полуавтономных регистрационных палат к 2005 г. будет создана финансируемая из бюджета Федеральная регистрационная служба с сетью региональных подразделений. Эксперты опасаются, что новая система госрегистрации прав на недвижимость и сделок с нею окажется косной и коррумпированной.
Указ президента от 9 марта о системе и структуре органов исполнительной власти помимо прочего предусмотрел создание Федеральной регистрационной службы (ФРС), которая призвана централизовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Источник в Минюсте, от которого к ФРС перейдет часть функций, рассказал, что новая служба будет создана и “заработает в полную силу” в 2005 г.
В развитие президентского указа правительство разработало поправки в закон о госрегистрации прав на имущество. По этому документу госрегистрация полностью замыкается на финансируемую из федерального бюджета систему ФРС и ее территориальных подразделений. А вместо платежей должна взиматься госпошлина, зачисляемая в федеральный же бюджет. Эти поправки были включены в пакет законопроектов о монетизации льгот и уже приняты Госдумой в первом чтении.
Один из разработчиков действующего закона о госрегистрации прав на имущество Георгий Задонский считает, что поправки лишают систему госрегистрации всякой самостоятельности. “Регистраторы становятся чиновниками, но главное, что деньги [зарабатываемые палатами], которые раньше шли на развитие системы госрегистрации, впредь будут растворяться в бюджете”, — сетует экс-депутат.
“Раньше зарплата сотрудников зависела от интенсивности их работы, — рассказывает бывший председатель Регистрационной палаты Московской области Вячеслав Огородников. — Например, в 2003 г. мы заработали 450 млн руб. и 360 млн руб. потратили на собственные нужды, в том числе на зарплату”. Огородников опасается, что централизация системы госрегистрации, лишение регистраторов финансовой независимости приведут к росту коррупции. А вице-президента Российский гильдии риэлторов Константина Апрелева тревожит перспектива оттока “наиболее квалифицированных кадров” из системы госрегистрации.
Но председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников убежден, что реформа системы госрегистрации не ударит по рынку недвижимости“, а госпошлины не будут больше нынешних платежей. Гендиректора группы строительных компаний “Декра” Тиграна Алексаняна реформа тоже не пугает. “Регистрация прав собственности на недвижимость должна быть сведена в единую систему под государственным контролем, — говорит он. — Если вся регистрация будет сосредоточена в одной машине, станет проще”.
С 2000 г. госрегистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится специальными учреждениями юстиции – регистрационными палатами. Порядок их создания и структура определяются региональными властями по согласованию с Минюстом. Палаты финансируются из средств, собираемых в виде платежей за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. Максимальные ставки платежей установлены постановлением правительства. Например, потолок платы за регистрацию прав на недвижимость для физического лица составляет 500 руб., для юридических лиц – 7500 руб.
Анна Николаева