Конфликт из-за “Дома ткани”
Компания “Росбилдинг”, специализирующаяся на скупке и перепрофилировании “советских” предприятий, приобрела один из самых известных московских магазинов — “Дом ткани” на Ленинском проспекте. Сотрудники магазина боятся его закрытия, но в правительстве Москвы пока не видят никаких проблем. Правда, московская прокуратура сейчас пытается через суд вернуть помещение “Дома ткани” в собственность города.
Компания “Росбилдинг” сейчас контролирует около 88% акций ЗАО “Торгового Дома ткани”, сообщил “Ведомостям” Петр Калашников, представитель инициативной группы миноритарных акционеров “Торгового Дома ткани”. По его словам, в феврале 2004 г. три компании выкупали акции у топ-менеджеров и части сотрудников магазина по $1000 за 1 шт. А затем в совет директоров вошли представители “Росбилдинга”. На совещании в управлении правительства Москвы по экономической безопасности новые владельцы магазина обещали не перепрофилировать его и сохранить рабочие места. Однако недавно миноритарии выяснили, что помещение “Дома ткани” перешло в собственность компании “Геллберг”, а в магазине уже закрыты три из восьми секций. Сами сотрудники “Дома ткани” уже написали в управление правительства Москвы по экономической безопасности, что “Росбилдинг” нарушает данное городским властям обещание. Завтра торговцы тканями собирают пикет на Пушкинской площади, а 23 июля — у московской прокуратуры, сообщили “Ведомостям” в префектуре ЦАО.
Но высокопоставленный источник в “Росбилдинге” заявил “Ведомостям”, что все действия компании согласованы с городскими властями. По его словам, “Дом ткани” будет закрыт на реконструкцию, а все сотрудники магазина трудоустроены в другие торговые предприятия. А недовольство и пикеты он объясняет “происками конкурентов”, шантажирующих основных владельцев магазина. Замначальника управления правительства Москвы по экономической безопасности Вячеслав Иванов тоже объясняет обострение ситуации вокруг “Дома ткани” попыткой гринмейла. “Я понимаю акционеров, которые хотели бы продать свои акции по той цене, которая им нравится, но помочь им ничем не могу”, — говорит Иванов. Чиновник убежден, что магазин будет продолжать торговлю — в любом случае городские власти не допустят массового увольнения трудового коллектива. У управления нет информации, что “Росбилдинг” нарушает трудовое законодательство, резюмирует Иванов.
Между тем, по словам гендиректора консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Юлии Никуличевой, на рынке появилось предложение о продаже части помещения “Дома тканей” по цене от $3000 до $5000 за 1 кв. м. А директор компании “Магазин магазинов” Анна Ширяева утверждает, что “Росбилдинг” сделал еще одно приобретение по соседству — магазин “Дом фарфора” — и его помещение уже выставлено на продажу. Однако собеседник “Ведомостей” в “Росбилдинге” категорически отрицал и факт продажи помещений “Дома ткани”, и покупку “Дома фарфора”. Правда, он отказался рассказывать, во что превратится “Дом ткани” после реконструкции.
Однако на это помещение есть еще один претендент. Как стало известно “Ведомостям”, столичная прокуратура подала в арбитражный суд города иски о признании недействительной приватизации имущества “Дома ткани”, а именно передачи ему двух помещений. По мнению прокуратуры, эти торговые площади должны вернуться в городскую собственность. В “Росбилдинге” знают об иске прокуратуры и его тоже объясняют происками конкурентов.
Одним из ответчиков по иску значится Департамент имущества г. Москвы. Его пресс-секретарь Наталья Быкова отмечает, что департамент и сам пытается оспаривать незаконную приватизацию. Но сотрудники департамента не смогли вспомнить случаев возврата помещений в собственность города — ведь большинство помещений уже перепродано, и, даже если суд признает первоначальную сделку ничтожной, изъять недвижимость у добросовестных приобретателей невозможно. “Торговый Дом ткани” был открыт в Москве в начале 60-х гг. прошлого века. Компании принадлежало два магазина – на Ленинском проспекте, площадью 3500 кв. м, и на ул. Генерала Тюленева, 1140 кв. м. В 2003 г. оборот магазина составлял в среднем 30 млн руб. в месяц. Зоя Матчина, директор по маркетингу ОАО “Альянс “Русский текстиль”, рассказывает, что рентабельность розничной торговли одежными тканями – не менее 100%.
Елена Виноградова, Татьяна Романова