“Перекресток” стал ближе к покупателям
Розничная сеть “Перекресток” до конца года почти вдвое расширит сеть своих торговых точек, работающих в формате “магазин у дома”. В июне компания подписала соглашение о франчайзинге с московской сетью “Продмикс”, владеющей восемью магазинами “шаговой доступности”. Участники рынка предполагают, что на самом деле речь идет о поглощении сети “Перекрестком”. Новым франчайзи “Перекрестка” стала московская сеть “Продмикс”: в июне стороны подписали соглашение, по которому до конца года все магазины “Продмикса” будут переведены под новую вывеску, сообщил “Ведомостям” замгендиректора “Перекрестка” Андрей Рыбаков через пресс-секретаря сети Александра Бархатова. С гендиректором ТД “Продмикс” Валерием Таракановым вчера связаться не удалось, но сотрудник компании подтвердил “Ведомостям” эту информацию на условиях анонимности. Он отметил, что ребрэндинг должен начаться в августе и “займет максимум четыре месяца”. По словам Бархатова, заключение договора стало “результатом долгого сотрудничества” двух сетей “в области торговых технологий”. В начале этого года “Перекресток” разморозил проект открытия магазинов в формате “мини” и сейчас у сети 12 магазинов этого формата.
Финансовые условия соглашения в “Перекрестке” не раскрывают. По данным участников рынка, в 2002 г. франшиза “Перекрестка” стоила $40 000 и выше, размер роялти составлял 4% от оборота. По словам гендиректора розничной сети “Патэрсон” Юрия Яковчика, сейчас у “Перекрестка” “роялти составляет не менее 2,5%, есть первоначальный взнос и плата за пользование услугами распределительного центра”.
Яковчик называет франшизу “Перекрестка” “дорогим удовольствием” и не исключает, что на самом деле “Перекресток” купил “Продмикс”: небольшой сети, по его мнению, было бы сложно нести издержки по франшизе. Аналитик консалтингового агентства, поддерживающего розничные проекты, предположил, что “Перекрестку” “было удобно оформить сделку именно таким образом [через продажу франшизы], чтобы не потерять льготы, которыми пользуется “Продмикс”.
Директор компании “Магазин Магазинов” Анна Ширяева также полагает, что малозаметная на столичном рынке сеть “Продмикс” могла привлечь “Перекресток” низкой арендной платой, которая характерна для магазинов, построенных в рамках муниципальной программы. Сеть “Продмикс” пользуется не только льготами по аренде: первые два магазина сети были открыты в 1999 г. в помещениях, выделенных городским целевым фондом нежилых помещений по распоряжению московского правительства. Кроме того, префектам административных округов было поручено осуществить подбор помещений “для размещения двух-трех магазинов системы "Продмикс" в каждом административном округе (по 200-300 кв. м торговой площади), каждое на праве аренды”. Но большинство магазинов “Продмикса” сейчас работают именно в Московской области — Яковчик говорит, что это могло стать одной из основных причин заинтересованности “Перекрестка”. “У них [”Перекрестка“] действительно серьезные планы на Московскую область, — говорит гендиректор "Патэрсона". — Некоторое время назад они объездили Подмосковье, и, думаю, они больше ориентированы на приобретение готовых сетей в интересующем регионе”.
Высокопоставленный сотрудник другой сети не исключает, что поглощение “Продмикса” произойдет в будущем. Например, этим летом “Перекресток” выкупил свой франчайзинговый магазин в Северном Бутове у компании МСКБ, рассказал “Ведомостям” менеджер бывшего франчайзи. А директор по маркетингу компании “Азбука вкуса” Галина Ящук отмечает, что “в ближайшие два года рынок ждет от "Перекрестка" дальнейших поглощений небольших продуктовых сетей”.
Сеть “Перекресток”, основанная “Альфа-групп” в 1995 г., включает 75 магазинов в московском регионе, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и Волгограде. Оборот в 2003 г. превысил $450 млн. Сеть универсамов “Продмикс” была создана Торговым домом “Продмикс” при поддержке правительства Москвы в 1999 г. Сейчас в ее состав входит восемь магазинов “шаговой доступности” в столице и областных городах – Балашихе, Красногорске, Одинцове.
Юлия Ярош, Антон Сарайкин